Просмотр сообщения в игре «[D&D 5] Операция "Реставрация"»

DungeonMaster lonebeast
16.02.2021 15:55
Разные бытовые аспекты

В общих чертах уровень доступности заклинаний каждого уровня:
0й-1й - как минимум один владеющий такими заклинаниями кастер, как правило, имеется в каждом посёлке.
2й-3й - как минимум один или больше кастеров имеется в каждом сколько-либо крупном городе
4й-5й - несколько таких кастеров есть в каждом мегаполисе
6й-7й - несколько таких кастеров есть в каждой более или менее крупной стране
8й-9й - несколько таких кастеров на мировую державу, несколько десятков таких кастеров на весь мир


Военное дело
На войне маги часто используются для всевозможных заклинаний поддержки: починки и обслуживания материальной части, магической связи (имеющей, как правило, ограничение по длине сообщения, но полностью неуязвимой для перехвата), информационной магии и тому подобных вещей. Боевые маги, как правило, по-настоящему эффективны либо в городских/туннельных боях, на ближней дистанции (многие боевые заклинания имеют небольшую дальность), либо в составе разведывательных/диверсионных отрядов (благодаря наличию в арсенале заклинаний иллюзий, Туманного шага и прочего). Также маги могут использоваться для защиты от вражеской магии, но так как Контрзаклинание и Рассеивание магии - заклинания третьего круга, "антимагов" часто оказывается меньше, чем потенциальных вражеских магов. Разумеется, воюющие армии широко используют боевых послушников, владеющих божественной магией, как целителей и магов поддержки.
Во многих армиях распространена практика, по которой начинающие волшебники на военной службе получают казённые книги заклинаний, в которых записан типовой набор заклинаний, которые могут им понадобиться на службе, однако такие книги являются собственностью государства, они выдаются в арсенале, как и оружие, и после прекращения службы волшебник должен сдать свою книгу. Попытаться украсть казённую книгу заклинаний - серьёзное преступление, и вора будут искать со всем доступным государственным магам набором поисковых заклинаний, для предотвращения краж каждой казённой книге присваивается уникальный номер для облегчения поиска. Конечно, опытные маги могут заступать на военную службу со своими книгами заклинаний.
Маги более высокого уровня, владеющие заклинаниями массового поражения, считаются отдельным родом войск, имеющим свои преимущества и недостатки относительно других родов войск. Их подготовка дешевле, чем строительство танков и самолётов - однако занимает годы, и ускорить её без потери качества нельзя, поэтому их немного. Их заклинания менее разрушительны, чем артиллерийские залпы или бомбовые удары, и имеют меньший радиус действия, однако маги намного более мобильны и лучше подходят для скрытных операций, чем артиллерийские батареи и звенья бомбардировщиков. У них своя ниша, в которой они прекрасно себя чувствуют.

Закон
Заклинания прорицания используются для расследования преступлений - хотя в маленьких населённых пунктах не всегда под рукой имеется маг/жрец-детектив (чаще всё-таки жрец). Частные детективы тоже используют магию в своей работе (если у них есть соответствующие специалисты), но им необходима государственная лицензия, чтобы доказательства, собранные ими с помощью магии, могли иметь юридическую силу. Серьёзное ограничение для поисковых заклинаний - маг/жрец должен быть знаком с человеком или предметом, который он пытается искать, поэтому знакомство должно быть установлено ДО факта похищения - поэтому сотрудники детективных агентств должны устанавливать таковое знакомство с ценными предметами, которые могут быть похищены, и важными персонами, которые могут быть похищены, заранее и за большие деньги. Плюс организованная преступность знает способы обходить поисковые заклинания: чтобы не дать использовать заклинание Разговора с мёртвыми, можно размозжить или отрезать и спрятать голову убитого; чтобы помешать использованию заклинания Поиска предмета, похищенный предмет можно спрятать в свинцовом контейнере и увезти достаточно далеко; чтобы помешать использованию заклинания Поиска существа, похищенного человека можно увезти достаточно далеко и окружить текущей водой... правда, детективы будут целенаправленно проверять места, окружённые текущей водой.
При аресте преступников-магов используются особые наручники-перчатки, связывающие вместе пальцы рук, мешая магам творить заклинания с соматическим компонентом. Чтобы помешать использовать заклинания только с вербальным компонентом, могут использоваться кляпы или подмешиваемые в пищу или питьё добавки, "портящие" голос мага, - то и другое считается негуманным, но что делать? Бывают ещё наручники из холодного железа, блокирующие использование магии, однако они очень дороги. В некоторых тюрьмах строгого режима есть камеры для преступников-магов с постоянно действующими в них зонами антимагии, но таких тюрем очень, очень мало, многие из них построены ещё при царе Горохе и представляют собой средневековые замки, и даже в тех, что есть, антимагические поля присутствуют только в отдельных камерах.
При допросе свидетелей и подозреваемых может использоваться заклинание Зоны истины, для чего в судах почти всегда присутствуют жрецы богов. Однако очень редко присутствующий жрец может поддерживать заклинание всё время судебного заседания, поэтому его обычно используют только по требованию судьи, если есть веские основания предполагать, что говорящий может лгать. В некоторых зданиях суда или допросных камерах могут быть наложены постоянные заклинания Зоны истины, внутри которых лгать не может никто, - даже охрана суда и судьи стараются держаться подальше от границ зоны действия этих заклинаний. Правда, у Зоны истины есть серьёзные ограничения - оно не позволяет отличить правду от добросовестного заблуждения, наиболее хитроумные преступники могут искажать правду и под действием заклинания, и, наконец, оно срабатывает только с определённой вероятностью.
Нотариальные конторы нередко держат в штате магов, владеющих заклинанием Обнаружения магии, чтобы удостовериться, что ни один из заключающих нотариально заверяемую сделку не находится случайно под действием заклинания очарования, внушения и тому подобного.
Многие учреждения держат в штате магов, владеющих заклинанием волшебной метки, создающей неразрушимую и теоретически неуязвимую для подделки магическую печать. Обычно на должности "печатников" держат молодых учеников/учениц волшебников, для которых волшебная метка - одно из немногих заклинаний, которыми они владеют. У некоторых контор, впрочем, может не быть возможности воспользоваться услугами печатника или же ставить магическую печать на КАЖДЫЙ документ, и они пользуются обычными печатями.

Магические услуги
Наиболее распространённая услуга, которую оказывают волшебники (и которую могут оказывать даже самые слабые из них) - это починка сломанных вещей с помощью соответствующих заклинаний. Едва ли не в каждом сколько-либо крупном городе можно найти лавку волшебника, занимающегося починкой. Ремесленники не слишком любят отнимающих у них хлеб и выполняющих их же работу быстрее волшебников и кое-где пытаются бороться с конкурентами методами "разбить ему окна ночью"/"собраться толпой, подкараулить и избить", но волшебники нередко способны дать отпор погромщикам.
Другая распространённая услуга, которую волшебники оказывают за деньги - это проведение магических ритуалов, таких как обнаружение магии, опознание магических предметов, перевод текстов с неизвестных или забытых языков, однако маги, оказывающие такие услуги, встречаются значительно реже. Маги-грузчики/носильщики с парящими дисками или маги-уборщики с невидимыми слугами встречаются, но первым и, в меньшей степени, вторым тоже приходится конкурировать с дешёвой неквалифицированной рабочей силой.
Лавки магических предметов можно встретить во множестве городов - в самых маленьких это маленькие магазинчики, владельцы которых сами вообще не являются волшебниками, ассортимент товаров в них беден и сильно разбавлен разными обычными вещами, в самых больших это целые здания, где можно купить если не всё, то очень многое, и которые, конечно же, защищены могучими охранными чарами. Наиболее ходовой товар таких лавок - расходники вроде магических зелий или свитков (и есть лавки, специализирующиеся именно на зельях или свитках) и дешёвые магические предметы, многие из которых - это просто магические игрушки.
Салоны магических татуировок во многих местах действуют подпольно - у многих людей магические татуировки ассоциируются с криминалом, однако представители субкультур пытаются бороться за то, чтобы на магические татуировки не смотрели косо.
Все магические лавки - по крайней мере, в государствах, где власть не оказалась неспособной поддерживать порядок на своей территории - подлежат государственной регистрации и регулярной проверке компетентными органами на предмет, ну, вы знаете, того, не оказывают ли эти лавки какие-либо не указанные в прейскуранте и не являющиеся законными услуги вроде продажи запрещённых магических вещей или подчинения чужой воли или чего-то в этом роде. Потому что, конечно же, на такие услуги есть спрос, и есть маги, занимающиеся подпольным оказанием нелегальных магических услуг.
Храмы богов зарабатывают большие деньги на оказании магического лечения, проведении ритуалов божественной магии, гадании, продаже благословлённых вещей (вроде святой воды) и, последнее, но немаловажное, проведении свадебных, погребальных и прочих обрядов. Правда, в начале века, когда оказалось так, что проведение этих обрядов стоит достаточно больших для простого пролетария денег, а без того, чтобы заплатить священнику, ты не можешь ни жениться, ни похоронить умершего родственника, это стало одной из причин, почему во время славонской революции восставшие массы принялись радостно громить храмы. Плюс некоторые священнослужители завышают цены на свои услуги иноверцам, заставляя обратившихся к ним людей доказать, что они принадлежат к той же вере.

Материаловедение
В мире Гайи, конечно же, существуют вымышленные фэнтезийные металлы. Адамантин редок и дорог, но имеет множество применений: из него делаются несущие конструкции зданий (фантастически прочные и фантастически дорогие - строения, выстроенные с использованием адамантина, во всём мире наперечёт), инструменты (довольно дорогие, но пригодные для обработки практически любых материалов), броню (вплоть до танковой - танки из адамантина пробиваются очень мало чем, и их, когда они покрашены, не всегда можно отличить от обычных, но их очень, ОЧЕНЬ мало), бронебойные снаряды (очень редкие, очень дорогие, и их часто не оказывается под рукой именно тогда, когда на тебя из леса выезжает адамантиновый танк) и разные другие вещи. Из мифрила делают корпуса транспортных средств (кораблей, самолётов, ракет), некоторые инструменты (там, где нужна лёгкость или химическая устойчивость), протезы, изредка электропроводку и некоторые другие вещи. Ещё под землёй добывается холодное железо, используемое для изготовления подавляющих магию артефактов. До Великой войны богатые месторождения этих и других металлов располагались в Подземье, но после образования Шрамовых земель многие старые месторождения пришлось забросить.
Кроме этого, существуют различные виды магической древесины, но вырубка таких деревьев негативно сказывается на экологии, выращивать их для промышленной вырубки непросто (но возможно), а друиды, владеющие знаниями, как выращивать такие виды древесины, редко хотят использовать их для промышленности - то есть такие друиды есть, но их очень, очень мало, и магической древесины местами не хватает для нужд промышленности.
Кроме этого, в качестве реагентов для заклинаний и при производстве волшебных вещей широко используются различные драгоценные камни и металлы, что дополнительно повышает их ценность.

Медицина
Божественная целительная магия может излечивать многие вещи намного лучше и быстрее, чем обычная медицина, однако она гораздо менее доступна широким массам людей. Только с развитием науки, благодаря достижениям фармакологии и распространению прививания болезней, народы Гайи начали побеждать эпидемии, на протяжении столетий терзавшие обитателей мира, когда никакая целительная магия не могла защитить от болезней одновременно тысячи людей. Целительная магия действует быстро, эффективно, без побочных эффектов, но дорого, и потому доступна не всем, а медицинская наука действует медленно, не всегда с гарантированным результатом и без побочных эффектов, но намного доступнее широким массам.
Когда в Славонии произошла революция, и коммунистический режим объявил креаторианских священников социально чуждыми приспешниками прежней тиранической власти, многие священники либо бежали из страны, либо отказывались лечить "вероотступников", что вылилось в эпидемии болезней, восстания нежити и недовольство народа, который уже готов был запроситься обратно в "проклятое тёмное прошлое". Коммунистические власти с переменным успехом пытались преодолеть эффект проектами развёртывания массового производства алхимических лечебных зелий, вливанием денег в развитие медицины, принуждением священников к сотрудничеству с новой властью и попытками заручиться поддержкой священников других религий, но по-настоящему ситуация начала выправляться после появления эгрегорианства, когда у коммунистов появились свои священники, владевшие божественными силами.
Воскрешающая магия существует, но доступна очень, очень, очень немногим - где-то начиная с уровня глав регионов и выше. Но настолько высокопоставленные политические/военные/религиозные деятели могут не бояться, что их будут пытаться убить (правда, их могут попытаться убить какие-нибудь террористы, даже зная, что убитый всё равно воскреснет, просто чтобы таким образом заявить о себе). Впрочем, если очень надо, убивать таких личностей возможно, если прибегнуть к магии связывания души или дезинтеграции тела. Однако, воскрешающая магия требует редкого магического компонента в виде алмазов, из-за которых сейчас в Булунги ведутся мало известные жителям мира, но жесткое и кровопролитные "алмазные войны".

Музыка
Примерно поколение назад мир пережил бум музыкальных субкультур, и он продолжается до сих пор. И, конечно же, значительная часть популярных звёзд музыки составляют барды, владеющие бардовской магией, буквально зачаровывающие слушателей своей магией и превращающие свои выступления в музыкально-магические шоу. Правда, борцы за нравственность и в странах Интернационала, куда новые веяния проникли с загнивающего Запада, и в странах Священного Союза, где расцвет музыкальных субкультур начался, обвиняют бардов в том, что они пропагандируют чуждые ценности, коварно зомбируют слушателей своей песенной магией и вообще действуют как прикрытие для тёмных культов... однако сейчас накал подозрений уже, к счастью, не тот, что раньше.
Современные техномаги изобрели способ записывать заклинания бардов на винил/магнитную ленту так, чтобы заклинания активировались при проигрывании, - магические записи бывают как одноразовые, так и многоразовые (но имеющие ограниченное число срабатываний в день). Есть городские легенды о магических аудиозаписях, активирующихся при прокручивании плёнки в обратную сторону, или действующих скрытно, якобы в неслышимом для обычного человека диапазоне.
Для последнего у меня пока нет готовой игровой механики, но если кто-то заинтересуется, я обещаю подумать.

Обучение магии
Волшебству, в теории, при наличии минимального таланта и большой усидчивости, может обучиться любой, и в каждой уважающей себя стране есть как минимум одно или несколько учебных заведений, занимающихся обучением волшебству. Именно распространение волшебных школ и университетов подстегнуло прогресс разумных рас Гайи в области магии. А вот чародеем можно только родиться, чародейству нельзя обучиться, но вполне нормальной является ситуация, когда обладатели чародейского дара учатся в магических ВУЗах вместе с волшебниками, прилежно изучая теорию магии. Колдовскими же способностями человек может быть наделён даже при отсутствии таланта к магии - именно благодаря этому обстоятельству Нескованные, шире, чем их противники, применяющие магию договора, могут буквально массово наделять учеников колдунов магическими силами. Правда, заключить магический договор с потусторонней сущностью - полдела, нужно ещё научиться использовать полученные таким образом силы, а на это могут уйти годы. Для бардов уже несколько столетий существуют школы-коллегии, где они обучаются музыке, но не всем ученикам коллегий хватает таланта, чтобы развить в себе способности к магии песни, а многие известные барды - самоучки, никогда не учившиеся в коллегиях. Выпускники бардовских коллегий и барды-самоучки часто с презрением смотрят друг на друга (и предпочитают радикальное разные музыкальные направления - академическую музыку у учеников коллегий и рок у самоучек).
Жрецы обретают свои способности, пройдя посвящение у других жрецов, у большинства организованных религий есть свои кузницы кадров в виде различных духовных училищ. Правда, с распространением идей гностеизма, количество учеников в таких училищах снизилось на несколько процентов... при том, что количественно число жрецов в мире скорее выросло вместе с ростом населения. Аналогичным образом обретают свои способности паладины и друиды - последние сейчас переживают рост популярности гайизма и рост желающих приобщиться к их вере, и в последние десятилетия были впервые открыты школы друидов современного образца. Впрочем, когда креаторианство начало сдавать позиции, стали появляться и школы жрецов других религий, в первую очередь планетаристские. Не все обладатели божественных сил проходят формальное обучение - очень редко, но кого-то боги избирают сами - и не все ученики духовных училищ становятся жрецами - кому-то оказывается недостаточно веры, чтобы обрести божественные силы.

Охрана
Различные персоны широко используют заклинания, охраняющие их персоны, жилища или сокровища - они использовали их и раньше (и поэтому многие древние замки или дворцы имеют магическую защиту лучшую, чем их же технологические охранные средства), но теперь, с развитием магического образования, используют их шире. Например, места, куда не должно быть доступа посторонним, закрываются от телепортации и освещаются источниками света, проявляющими невидимые объекты, для тайных переговоров обустраиваются комнаты, защищённые магией (хотя свинцовую фольгу тоже не стоит сбрасывать со счетов) от заклинаний наблюдения и не только, - и есть агентства, предоставляющие пользование такими комнатами за большие деньги, - аналогичными заклинаниями могут быть защищены различные секретные объекты, а на некоторые помещения, предназначенные для встречи и переговоров лиц, не доверяющих друг другу, на нейтральной территории, накладываются чары антимагии, подавляющие любую магию внутри них (кемийские личи-фараоны категорически отказываются пользоваться такими комнатами для переговоров).
Частным лицам доступны заклинания для защиты их жилищ - чары Волшебного замка для дверей и сейфов и чары Тревоги для предупреждения о незваных гостях. Однако только очень богатые люди могут позволить себе защитить таким образом целый дом - обычно магией бывают защищены только комнаты, где хранятся наиболее ценные вещи. К услугам более богатых клиентов также возможность защитить свои жилища различными видами охранных заклинаний и магических символов, к услугам безобразно богатых - ещё и постоянные заклинания силовых полей вместо бронированных стёкол. Для предупреждения о нежеланных гостях и нежелательных действиях могут использоваться чары Волшебных уст - хотя они, казалось бы, делают всё то же самое, что и громкоговорители, только стоят дороже и имеют больше ограничений, Волшебные уста можно "запрограммировать" на срабатывание при намного более широком спектре условий, чем электронные устройства.
Достаточно крупные банки предлагают своим клиентам пользование банковскими ячейками, запирающимися на волшебные замки, которые (в теории) должно быть практически невозможно взломать (на практике - если надо, то возможно). Более богатым клиентам доступно заклинание Потайного сундука, позволяющее создавать "банковские ячейки" для хранения ценных вещей, существующих вне пространства.
Достаточно крупные храмы в больших городах, как правило, освящены заклинаниями Святилища, защищающие храм, находящихся внутри верующих и тела, похороненные в храмовой крипте. Наиболее крупные храмы могут быть дополнительно защищены и другими чарами.

Равноправие
Полвека назад, до Великой войны, мейнстримом был шовинизм во всех его видах: многие люди считали себя высшей расой (эльфы считали высшей расой себя, но вежливо помалкивали), считали кэмономими недостойными считаться полноценно разумными существами, ненавидели и презирали гномов, вообще не признавали представителей других человеческих рас за людей (тогда это вызывало серьёзные научные споры: действительно ли, допустим, негры и белые являются представителями одной расы?), считали, что место женщины - на кухне, "лечили" сильнодействующими препаратами "извращенцев" и всё такое прочее. После победы над рикландским фашистом маятник, однако, качнулся в другую сторону, и сейчас Гайя переживает расцвет всевозможных движений за права различных угнетённых меньшинств. Подстегнуло процесс научное доказательство того, что представители белой, чёрной, "жёлтой" и "красной" рас являются одним биологическим видом. Сейчас народы Гайи уже в значительной степени преодолели расизм и гендерный шовинизм (хотя не до конца), и ещё не столкнулись с разгулом политкорректности (хотя первые тревожные звоночки уже есть).
Представители долгоживущих рас, вроде дварфов и особенно эльфов, активнее других цепляются за старые традиции, возмущаясь, что раньше ничего подобного не было, и всякие низшие существа знали своё место. Эльфы, впрочем, и раньше не слишком были склонны к суровой патриархальности - сейчас, однако, они ворчат, что молодое поколение, которому ещё ста лет не исполнилось, совсем перестало уважать старших и хочет странного.
Великий Интернационал (в первую очередь, Славония) пошёл по пути отказа от гендерного и расового шовинизма вместе с отказом от деления на сословия значительно раньше и продвинулся в этом дальше других - сейчас в Славонии эти пережитки прошлого в основном преодолены... в основном, но не полностью. Славония могла бы стать и первой страной сексуальной свободы, но... после первого десятилетия существования ССФ, когда всерьёз обсуждались вещи вроде "теории стакана воды" ("при коммунизме заняться сексом должно быть так же легко, как и выпить стакан воды"), Славония, увы или ура, взяла курс в противоположном направлении.
Нескованные считают все эти движения за свободу и равноправие глупостью, отрицанием естественного порядка вещей - нет, люди не равны, и отрицать это глупо, считают они, и слабые должны быть пищей для сильных, низшие должны служить высшим - или умереть. Закабаление низших рас - это то, что позволяет высшим расам пользоваться всеми благами прогресса. Правда, не всегда Нескованные следуют этому принципу последовательно. Так, фашисты из рейхскомиссариатов Антиборея и Гиперборея считают, что идеал женщины - три "К", но вынуждены нарушать этот принцип сплошь и рядом: при своих ограниченных ресурсах они просто не могут позволить себе иметь армию домохозяек, им нужна каждая пара рабочих рук. Аристократы Баал`Турат считают, что строгая гетеросексуальность и семейственная патриархальность должны быть обязательными для плебеев, а "патриции" имеют право и даже должны делать всё, что им захочется. Нескованные нередко возвышают представителей "низших рас" почти до своего уровня (ПОЧТИ), и к тому же они дружно стараются обходить вниманием тот момент, что с точки зрения режима каждого из государств, входящих в блок, все их партнёры по блоку тоже являются "низшими расами" (рикландские человеко-супрематисты, яматосцы, мадзоку из Баал`Турат, мертвецы Кеми, чёрные орки Харгазара - каждые из них считают себя высшей расой), и вместе их держит только наличие общих врагов в лице Священного Союза и Интернационала.

Связь и информационные технологии
Появление телеграфной, телефонной и радиосвязи почти полностью вытеснило магическую связь, которая, во-первых, в большинстве случаев позволяет передавать только короткие сообщения, а во-вторых, заклинания магической связи требуют мага достаточно высокого уровня, тогда как телефоном может пользоваться любой (ну, с тех пор, как телефонная сеть охватила весь мир). По-прежнему широко используют магическую связь только шпионы, дипломаты (что иногда одно и то же) и военные, так как магическую связь, как правило, невозможно перехватить. Существуют также заклинания, позволяющие телепортировать небольшие посылки или большие грузы на большие расстояния, через государственные границы, но они доступны очень, очень немногим.
Как ни странно, определённой популярностью пользуется заклинание Почтового животного, позволяющее передавать короткие сообщения по описанию, даже людям, не имеющим средств связи. Увы, далеко не во всяком даже крупном городе можно найти друида или барда, оказывающего подобные услуги, - друиды и барды не всегда готовы продавать эти свои умения за деньги. Заклинание Infallible Relay, заставляющее все телефонные аппараты рядом с целью звонить и устанавливающее телефонную связь с целью, если она возьмёт трубку, могло бы занять похожую нишу, если бы оно не требовало от мага быть лично знакомым с целью.
С технологическими средствами связи всё, впрочем, тоже не вполне радужно: сотовые телефоны всё ещё скорее предмет роскоши, чем то, что есть у каждого, они ещё не вытеснили стационарные телефоны и телефоны-автоматы, широко используются пейджеры. Большинство компьютеров используют медленную и дорогую dial-up связь, существуют три независимых глобальных информационных сети, использующие несовместимые друг с другом без танцев с бубном протоколы: Interweb в странах Священного Союза, ИнтерИнфоСеть в странах Интернационала и EinNetz у Нескованных - не вытеснившие полностью BBS, локальные сети и прочие явления эпохи "веб 1.0". Многие привычные нам явления вроде социальных сетей и вики-энциклопедий ещё не существуют. Сами персональные компьютеры являются скорее предметом роскоши - их чаще можно найти на рабочих местах, чем в квартирах. Поэтому в игры для персональных компьютеров чаще играют айтишники на своих рабочих местах, у которых домашних компьютеров может не быть, а обыкновенные школьники чаще играют на видеоигровых приставках или аркадных автоматах.
Существуют городские легенды о магах, владеющих заклинаниями, действующими через компьютерные сети и телефонные линии, - хотя эти слухи действительно имеют реальную основу, слухи раздувают возможности таких магов (и само их число - на самом деле их не так чтобы по-настоящему много) до совершенно фантастических масштабов.
Создание чего-либо похожего на ИИ на текущий момент невозможно без помощи магии, и все существующие на сегодняшний момент автономные роботы, способные к самостоятельному принятию решений, являются скорее големами.

Строительство
Магия может использоваться в строительстве - например, чтобы сперва размягчить камень, превратив его в глину, затем другим заклинанием придать этой глине форму, а затем третьим заклинанием снова превратить глину в твёрдый камень, заставив её застыть в новой форме. Некоторые архитектурные чудеса прошлого и настоящего построены с помощью магии - однако, во-первых, такой метод строительства имеет границы своей применимости, и полученный таким образом материал уступает некоторым современным строительным материалам, а во-вторых, магов-архитекторов, владеющих заклинаниями достаточно высокого уровня, попросту очень мало (а в прежние эпохи магов, которые ХОТЕЛИ бы использовать свой талант таким образом, было ещё меньше).
Заклинание Вечного огня, создающее вечногорящее пламя, дающее свет, но не дающее тепла и дыма и не расходующее кислород, в прежние эпохи использовалось для освещения дворцов богатых аристократов или, даже чаще, храмов богов. Оно используется до сих пор, однако поскольку для его сотворения требуется редкий реагент в виде рубиновой пыли, очень немногие люди могут позволить себе хотя бы один такой магический источник света, и совсем немногие люди могут позволить себе возможность освещать весь свой дом (чем богаче человек, тем больше его дом, чем больше дом, тем больше источников света для него нужно) магическими огнями. Так что магические светильники - это скорее мажорство, чем возможность не платить по счетам за электрическое освещение (которое использует подавляющее большинство жителей Гайи).
Дома некоторых filthy rich людей могут быть также украшены постоянными заклинаниями иллюзий, Танцующих огоньков или Магических уст, которые хоть и делают почти то же самое, что и громкоговорители, могут быть настроены на срабатывание при условиях, которые электронные устройства неспособны различать. У постоянных заклинаний есть серьёзное преимущество - они могут действовать фактически вечно, не развеиваясь, и наиболее древние дворцы могут быть украшены (или защищены) заклинаниями, наложенными многие сотни лет назад.

Транспорт
Заклинания телепортации доступны очень, очень немногим людям - не во всякой стране есть хотя бы один маг достаточного уровня. Поэтому телепортацией для путешествия на дальние расстояния пользуются либо баснословно богатые люди, либо шпионы-нелегалы для заброски во вражескую страну, либо космонавты (потому что что угодно дешевле, чем запуск ракеты в космос). При этом шпионам-нелегалам приходится идти на ухищрения, чтобы обеспечить достаточно точную телепортацию, - магу может потребоваться лично посетить место, куда он должен будет забросить шпиона, прибыв туда обычным транспортом, а так как магов, знающих заклинание телепортации, в мире вообще немного, и на каждого есть досье у спецслужб, велика вероятность, что такого мага будут "вести" контрразведчики страны пребывания сразу после прибытия в страну. И не дай вам Творец попытаться провезти через границу какой-нибудь камешек или веточку дерева - вас заподозрят в том, что вы пытаетесь вывезти из страны предмет, связанный с местом, на которое маг должен будет навести телепортационное заклинание.
Более доступно заклинание Круга телепортации - во многих крупных городах (как правило, с населением от миллиона и выше, плюс-минус) есть "телепортории" (они же "телепорты"), то есть здания, в которых находятся постоянные телепортационные круги, между которыми маги могут открывать порталы, перемещая людей. Такой способ перемещения мгновенен, абсолютно безопасен, в отличие от путешествий самолётом, кораблём или поездом, однако очень, очень дорог, и маги-телепортаторы в день могут совершить лишь ограниченное число телепортаций, так что записываться на пользование телепортационным кругом нужно за пару недель. (В странах Священного Союза выше цена, в странах Великого Интернационала длиннее очереди). При международной телепортации - за месяц-другой, потому что это нужно будет согласовывать с соответствующими управлениями страны, куда вы отправляетесь, - бюрократии много, компетентные органы всех ПОДОЗРЕВАЮТ, а охрана в тепепортории имеет право стрелять по любому, кто вышел из телепортационного круга без предварительного оповещения, - а вдруг он вражеский агент? В силу тотальной паранойи в телепорториях большинства стран запрещено фотографировать и запрещается даже пристально смотреть на телепортационный круг - охрана может заподозрить, что вы пытаетесь запомнить последовательность символов телепортационного круга, чтобы передать эту секретную информацию вражеской разведке, поэтому международная телепортация, как правило, возможна только из телепортория при посольстве соответствующей страны и осуществляется магом-сотрудником посольства, знающим нужную последовательность символов.
Так что подавляющее большинство жителей мира использует поезда, самолёты, корабли и прочие виды транспорта. Больше, чем в нашем мире, распространены дирижабли, вместо водорода использующие более безопасные алхимические газы.
Существует заклинание Find Vehicle, доступное на не слишком высоком уровне и позволяющее призвать ниоткуда наземное транспортное средство, однако оно используется не так широко - волшебники, впрочем, находят удобным возможность призывать себе из ниоткуда личный автомобиль, паладинам божественные байки дают +25 к крутизне, военным магам возможность достать из ниоткуда транспортное средство может быть весьма кстати, а вот для просто очень богатых людей нанимать водителя-волшебника с призываемым автомобилем - это уже "с жиру бесятся" (хотя некоторые так делают).
Как ни странно, использование ездовых животных всё ещё широко распространено - хотя поскольку городская инфраструктура накладывает свои ограничения, больше всего наездников либо среди жителей сельской местности, либо среди богатых аристократов. Первые, как правило, используют для езды чокобо - крупных нелетающих птиц, заменяющих лошадей, хотя в разных частях света могут использоваться другие ездовые животные. Вторые же могут использовать огромное множество различных ездовых животных вроде гигантских орлов, гиппогрифов, пегасов и прочих. Многие из этих ездовых животных стоят дороже, чем личный автомобиль.
Как и обычные предметы, транспортные средства могут быть зачарованы, т. е. отдельные их детали могут быть волшебными предметами. В числе наиболее распространённых зачарований для транспортных средств - магическая сигнализация, телепатически предупреждающая владельца машины о попытках проникнуть в неё. Также есть множество других существующих в мире зачарований вроде шин скорости или автомобилей, которые могут быть превращены в маленькие игрушечные машинки, - однако зачарования для транспортных средств весьма дороги и доступны весьма ограниченному кругу покупателей.

А как с этим у других?
Приведённая выше информация относится в основном к странам Священного Союза (и то у разных стран могут быть отличия) - у других стран и блоков своя атмосфера.
В Славонии стараются делать магию более доступной широким массам, но получается... магическая медицина в теории должна быть бесплатной, но очереди к целителям расписаны на годы вперёд, пользование телепорториями дешевле, но очереди к ним длиннее, а использовать охранную магию для защиты своих жилищ тем, кто не являются особо важными шишками и не имеют на это права, и вовсе запрещено (вам есть что скрывать от наших доблестных органов, гражданин?)... впрочем, последний запрет сейчас многие пытаются обходить. В Славонии производят свою бытовую технику, электронику, автомобили, даже персональные компьютеры и видеоигры, но их качество (особенно дизайн и эргономика) оставляет желать лучшего, и даже какие есть товары достать бывает непросто. То, что после "парада суверенитетов" и отделения Трансгипербореи многие производственные цепочки были нарушены, ничуть не улучшает положение. Импортные товары лучше, но они дефицитнее, и вообще дефицит товаров народного потребления и засилье спекулянтов, которые продают товары нужным людям, вынуждая "ненужных" людей месяцами и годами стоять в очередях, - гигантская проблема Славонской Федерации. Нынешняя власть пытается бороться со спекулянтами, вынуждая из сбиваться в тесно спаянные преступные кланы. Военная сфера страдает от недостатка всего на свете намного меньше, чем гражданская - на ней не экономят. В Чжунхуа уже своя атмосфера - благодаря либеральным реформам (и отсутствию больших потрясений, таких, какие были в Славонии) в каких-то отношениях значительно лучше, чем в Славонской Федерации, в каких-то нет. У бывших сателлитов Славонии после обретения независимости тоже своя атмосфера, но у них всё может быть очень по-разному.
У Нескованных всё очень по-разному, но в целом их население делится на хозяев жизни, которые имеют доступ ко всем достижениям научного и магического прогресса, и жалких рабов, которые живут почти как жители самых нищих стран. Разница в основном в том, насколько правительства тех или других стран готовы поддерживать минимальный человеческий уровень жизни своих граждан. Например, главы рейхскомиссариатов Антиборея и Гиперборея считают, что представители высшей расы не должны жить хуже, чем всякие унтерменши в других странах (правда, учитывая ограниченность их ресурсов, снабдить своих граждан всем необходимым получается не полностью), а их рабы из числа низших рас пусть радуются, что их не переработали на мыло. Власти Ямато исходят из примерно тех же предпосылок (и с таким же презрением смотрят на представителей расовых меньшинств вроде кэмономими) и, помимо прочего, имеют одну из самых развитых среди Нескованных электронную промышленность (надо научиться всему тому, что умеют круглоглазые варвары, и делать это лучше!), но какой-никакой уровень жизни достигается путём тотальной мобилизации населения и всеобщей работы на износ. То же самое - насчёт тотальной мобилизации населения и работы на износ - только в ещё более концентрированном виде, справедливо и для чёрных орков Харгазара с их милитаризованным, нацеленным на противостояние с внешним врагов обществом. Правители Баал`Турат считают существами первого сорта только аристократов-тифлингов и приближённых к ним/тех, на ком держится их власть, а уровень жизни всех прочих поддерживают по остаточному принципу. Аналогично в Кеми, только там существами первого сорта являются мертвецы (ну ещё жрецы-колдуны, военные и прочие), а к живым относятся... именно так, как можно было ожидать от нации некромантов. Ацтлан же обеспечить достаточный уровень жизни широким массам не слишком может и не слишком хочет - в нём гигантская пропасть между тем, что доступно хозяевам жизни (и военным, на власть которых опираются имперские власти), и тем, что имеет подавляющее большинство народа.