Просмотр сообщения в игре «[Closed] Журнал PlayGoblin»

NOD writer глеб фан
27.10.2017 17:54
BIONICLE - самобытный мир в постапокалиптическом и киберпанковском сеттинге.

Возможно, вы помните серию коллекционных фигурок LEGO, выходившую где-то в 2000-х годах и быстро набравшую огромную популярность. Главными героями этой серии были разные роботы со странными названиями вроде «тоа» — это большие роботы, предназначенные быть героями и защищать роботов поменьше — «маторанов» — от всевозможных «бороков», «ракш» и от главного врага всего живого — Макуты.

Фигурки были интересные и оригинальные, имели собственную предысторию, которая выражалась в нехитром повествовании про борьбу добра со злом, действие которого происходило на одиноком острове Мата Нуи, где в маленьких деревнях жили туземцы — матораны, страдающие от собственной беззащитности и диких зверей — раи. К их счастью и по воле предназначения, однажды к берегу острова прибиваются капсулы с героями-тоа, которые подоспевают как раз вовремя, чтобы начать менять ситуацию в свою пользу, и со временем накапливают силы и побеждают Макуту — зло во плоти, издавна мечтающее поработить гордый маторанский народ. Имена этих тоа, возможно (а их облики — наверняка), известны практически каждому, даже тем, кто не увлекался ранее этой серией. Это Таху — огненный тоа, Гали — водная тоа, Лева, Онуа, Похату, Копака — каждый тоа представляет свою стихию, такую как лёд, воздух, земля и всё остальное.
LEGO почувствовали золотую жилу и дали Грегу Фаршти (писателю, работающему на «Лего» и до сих пор являющемуся автором многих их игровых серий) полный карт-бланш на разработку дальнейшей вселенной BIONICLE, да чтобы было побольше всего, по чему можно наделать кучу игрушек. Ранее LEGO ввязалась в судебные разбирательства с какими-то гавайцами, которые пожаловались на то, что компания украла у них их религию или культуру, связанную с тотемами и шаманизмом, которую впоследствии использовала для создания мира BIONICLE. Грег Фаршти решает отойти ото всей этой островной романтики и в корне меняет сеттинг и направленность мира BIONICLE, превратив в конечном итоге простую сагу в мрачную эпопею, в которой рушились целые цивилизации, герои и защитники порядка постепенно истреблялись нескончаемыми наёмниками и головорезами, не служащими злу, но выживающими в условиях стремительно погибающего мира, а матораны постепенно вымирали, будучи совершенно беззащитными перед лицом надвигающегося хаоса.

Если немного углубиться в историю мира BIONICLE, которая разрабатывалась с течением времени и которая довольно подробно изложена на этом русскоязычном фансайте: ссылка, то в кратком изложении можно написать следующее:

Давным-давно, сотню тысяч лет назад, планету Сферус Магна населяла развитая цивилизация нескольких разумных рас роботов. Среди них особо выделялась раса учёных, названия которой не сохранилось, что в своём развитии достигли необычайных высот. Их исследования, научные открытия и изобретения преобразили Сферус Магну и во многом изменили жизнь её населения в лучшую сторону. В благодарность жители планеты провозгласили их правителями Сферус Магны и стали называть их Великими. Шли сотни лет, и Великие начали уставать от правления, желая по-прежнему заниматься наукой, в результате чего стали допускать много ошибок и постепенно терять контроль над ситуацией. Планету охватила война, грозившая в скором времени уничтожить всю цивилизацию. В попытках сохранить свой вид и жизнь в той биотехнической форме, в которой она существует, Великие создают невероятных размеров робота-колосса Мата Нуи, внутри которого помещают целый мир со своей экосистемой, и отправляют его в космос, чтобы он летел на ближайшую планету — Аква Магну — и создал там новую жизнь. Сама же цивилизация Великих погибает.

Робот Мата Нуи достигает своей цели, после чего приземляется в океане и впадает в спячку. Незадолго до этого, а также в течение всего последующего времени древние лидеры-колонисты совместно с древними маторанами начинают строительство нового мира внутри огромного робота. Созданы первые тоа, заложен город Метру Нуи, создано братство Макут, призванное улучшать и модифицировать ныне существующую жизнь. Идут тысячелетия, появляется множество рас, некоторые из которых выбираются за пределы Мата Нуи и расселяются по планете. Растут города, появляются империи, империи рушатся, Братство Макут (одним из которых был тот самый злой Макута) постепенно начинает желать власти и плетёт интриги, развязывая войны. Появляются многочисленные тайные организации, такие как «Тёмные охотники» и некоторые другие. Мир всё больше погружается в междоусобные войны, пока в конечном итоге большинство лиц, стоявших у истоков становления цивилизации не умирает, всяческие воротилы, Макуты, тоа и прочие постепенно уничтожают друг друга, королевства и города рушатся, организации уходят в подполье, и в конечном итоге вся история забывается и настают тёмные времена, где никто никем не правит, никто ничего не знает, а лишь существуют какие-то отдельные поселения, где живут в основном матораны. К современному времени центром цивилизации остаётся древнейший город Метру Нуи, населённый маторанами.

Собственно, начиная с этого момента, я бы хотел поговорить об огромном нераскрытом потенциале этого города, и о том, насколько богатый киберпанковский мир можно было описать в книгах, если бы Грег Фаршти не был детским писателем и не стеснялся бы по началу жестить чуть более, рассказывая историю Тоа Метру и все их последующие приключения.

Немного о самом городе.




Город этот является домом для многих тысяч маторанов, он полностью самодостаточен, имеет свою инфраструктуру, свой спорт, свою культуру, и в целом в нём присутствует абсолютно всё, что должно присутствовать в любых научно-фантастических и киберпанковских городах, хоть Грег Фаршти и не заострял на этом внимания. Компьютеры, автомобили, алкогольные бары, корпорации, да даже бордели с Га-маторанками наверняка имеют место, почему бы и нет. Немного пройдусь по основам, которые надо знать о Метру Нуи и большинство из которых написаны автором изначально. Подробнее об этом городе вы можете почитать здесь: ссылка

Кажется, что всё вроде бы хорошо и добавить, собственно, нечего. Да, город, да, в нём живут и процветают матораны, — но ведь всё это дело можно хорошенько так развить и превратить в настоящую антиутопию! Если вы смотрели оригинальный мультфильм 2004 года, то должны помнить, как Макута, тайно свергнувший правителя города — турагу Дьюма — и притворившийся им, впоследствии с помощью ваков (бездумных роботов-полицейских) затолкал всех маторанов в серебристые сферы, погрузив их в вечный сон. Я бы очень-очень хотел видеть некоторое развитие всех событий в мультфильме, что происходили незадолго до этого случая: что творилось в умах маторанов, как они жили в этом городе до того, как его окончательно накрыла тень Макуты, а в последствии настал апокалипсис. С удовольствием почитал бы фанфик, если бы нашёлся кто-то достаточно талантливый и разбирающийся в теме, но лично я лелею надежду в будущем запустить ролёвку, действие которой будет происходить от лица группы маторанов, которым всё надоело и которые пытаются своими силами бросить вызов корпорациям и обществу. Я считаю, что некоторые аспекты мира BIONICLE непозволительно нераскрыты и рано или поздно кто-то должен сказать во всеуслышание, какой богатый и насыщенный мир ушёл в прошлое, и теперь о нём почти никто не вспоминает. Не говоря уж о том, чтобы предпринять какие-то попытки его развить и доработать.

Что же, по моему мнению, происходит и должно происходить в городе на самом деле, чтобы нарастить достаточный конфликт и безысходную атмосферу? В Метру Нуи, мне кажется, никак нельзя обойтись без некоего революционного движения, поставившего себе целью добиться улучшения условий труда, смягчить террор полиции и заставить власть обратить внимание на проблемы народа. Главными правителями города являются двое лиц: древний маразматичный старик — турага Дьюм, возраст которого уже перевалил за 15 000 лет, а также тоа Ликан — последний из 11 тоа, некогда охранявших Метру Нуи, и совершенно бесполезный в современных реалиях, ибо всё, что он умеет, — это сражаться с врагами, давно канувшими в лету, размахивая своими мечами. Против бесконтрольной рыночной экономики, произвола корпораций и строгого распорядка жизни, поддерживаемого ваками, тоа Ликан бессилен. Некогда процветающий Метру Нуи находится в застое и ржавеет на глазах уже не один десяток лет. Несправедливость, страх, работа с утра до ночи в обшарпанных помещениях, нищета — это всё реалии, в которых вынуждены существовать простые Ле-матораны, живущие в грязных трущобах. Несмотря на все усилия полиции, преступность в этих районах зашкаливает, заставляя порядочных граждан каждый вечер и ночь ютиться в своих лачугах.

Ону-Метру. Поражающие своей величиной и культурным значением, архивы земляного города обветшали и превратились в рассадник опасных тварей, которые сбежали из своих камер и рассадить по клеткам которых не в состоянии даже ваки. Ону-матораны отловили практически всех животных, живущих в городе, внедрили и разработали всё, что только можно было внедрить, в результате чего их стали увольнять за ненадобностью, пока не оставили только ремонтников и шахтёров. Архивариусы и ремонтники вынуждены были работать в две смены, пока последние, кто ещё на что-то надеялся, не бросили это дело и не ушли на заработки. Со временем поломок становилось всё больше, этажи за ненадобностью отключались и бросались на произвол судьбы. Добыча протодермиса была остановлена, так как все месторождения в более-менее спокойных зонах уже были разработаны, а добираться до новых слишком небезопасно. Руководство попробовало снова нанять персонал, но никто не захотел лезть в это болото.

Не лучше обстоят дела и в Та-Метру. Морбузак (хищное растение, пустившее корни и лианы по всему городу) разрушает плавильни, доменные печи работают на износ уже не первый год, несмотря на все усилия ремонтных бригад. Сколько лет этим доменным печам? Сотня? Две? Прибавить к этому ещё кризис в целом, который охватил город и привёл к снижению зарплат и так называемой «эффективизации труда», — и мы получим современный Та-Метру.

Га-Метру. Самый чистый и благополучный район Метру Нуи, отныне превращён в личный сектор для богачей и высшего класса. Пропуски по идентификационным паспортам, образование, доступное только тем, чьи кредиты на карточках обладают как минимум шестью нулями. Отгородившись от всего мира, элита маторанского общества ест деликатесных раи, когда обычный народ питается протодермисом на завтрак, обед и ужин.

Немного артов из повседневной жизни Метру Нуи. Да, матораны не являются маленькими неказистыми роботиками, как в оригинальной серии, а представляют собой вполне хорошо сложенных роботов ростом где-то 1,5 метра, со своими сложившимися личностями и характерами. Ну а тоа превосходят их ростом примерно на метр.

Для всех, кто вдруг пожелает познакомиться со вселенной BIONICLE поближе, у меня плохие новости. Нынче где-то достать русскоязычные книги, выпускаемые издательством ОНИКС, уже невозможно — только если выкупить у каких-нибудь частных коллекционеров вроде меня. К слову, эти гады так до конца всю серию и не выпустили, остановившись на третьей книге цикла «Легенды», из-за чего я в детстве был крайне зол и разочарован. Благо я добрался до последующих книг спустя много лет, в интернете, но меня также неприятно удивило, что в сеть никто не выложил русские переводы большинства первых книг из серии «Хроники» и «Приключения». Но, тем не менее, то ли из-за того, что я уже знаю весь сюжет и вообще никогда не любил перечитывать книги, то ли из-за того, что я стал взрослее, большинство первых книг кажутся явно детской литературой, и мне не хватило полноты описаний личностей героев-тоа и всех тех событий, что с ними происходят. Хотя стоит отметить цикл «Легенды», который, по моему мнению, выгодно отличается на фоне всех предыдущих книг, в связи с возросшей литературностью и проработанностью характеров.
По сюжету после того, как Макута погрузил всех маторанов в вечный сон, Тоа-Метру перевозят сферы с маторанами на остров Мата Нуи, находящийся за пределами робота-колосса, где впоследствии живут мирной туземной жизнью. В процессе перевозки, когда Тоа-Метру только отыскали этот остров и вернулись в Метру Нуи за остальной часть капсул, они обнаруживают, что город заполонили пауки-висораки. О тех событиях повествует мультфильм «БИОНИКЛ 3: В паутине теней» 2005 года. Тоа побеждают пауков, забирают капсулы и отвозят их на остров, где отдают свою силу, чтобы пробудить маторанов, и превращаются в тураг. Лишь спустя многие годы матораны вернутся в разрушенный Метру Нуи, чтобы восстановить былое величие.
На протяжении всех книг явно ощущается, что атмосфера постепенно становится всё мрачнее и мрачнее и достигает своего апогея в цикле «Легенды», который читается на удивление складно и интересно. Я бы сравнил его с пятым сезоном «Самурая Джека», где был сильно повышен градус «взрослости» и суровости происходящего.
Тоа-Нува, известные нам по первым книгам и по самому первому мультику, отправляются на остров Войя Нуи, чтобы найти Маску Жизни и спасти умирающего робота-колосса. Но незадолго до этого на тот же остров прибывает банда пирак — жестоких маньяков и социопатов, по сравнению с которыми Макута кажется добреньким дедушкой.

Пираки довольно хреново притворяются тоа и заставляют местных маторанов, выживающих на разрушенном вулканическом острове, работать на них, чтобы построить для них базу и вычерпать местный вулкан, на дне которого покоится Маска Жизни. Найдя её, они станут достаточно могущественными, чтобы избежать гнева организации «Тёмные наёмники», откуда они сбежали. Если в предыдущих книгах мы наблюдали за благородными тоа и постепенным становлением их как команды под девизом «Единство. Долг. Судьба», то теперь мы наблюдаем за агрессивными психами, бьющими друг другу морды по всем непоняткам, пресмыкающихся и ненавидящих своего лидера, который, в свою очередь, мечтает забрать всю силу Маски себе. Пираки держат в страхе весь Войя Нуи и не воспринимают маторанов даже в качестве рабов, в итоге просто превращая их в покорных живых мертвецов, разложив их мозги с помощью вируса.
Добрые паладины Тоа-Нува в сияющих доспехах приплывают на остров... и отхватывают по полной программе, после чего их трупы сбрасывают в лаву, а маски прибивают гвоздями к стене как трофеи. Благо в скором времени появятся новые тоа — сбежавшие из Царства Карзахни матораны, — и с горем пополам история закончится хорошо.

P.S. Царство Карзахни — это место, куда все матораны попадают после смерти. Представляет собой натуральное адское чистилище, где не ремонтируемые столетиями матораны изнуряюще трудятся, чтобы поддерживать адские печи и механизмы, благодаря которым живёт колосс Мата Нуи. В Царство Карзахни не способен проникнуть природный свет, там находятся вулканы, извергающие горячий лед, и водопады, с которых течёт пыль, а ленивые матораны, слишком долго отдыхаюшие сидя на камне, превращаются в одушевлённые каменные статуи. Изначально это место было создано для ремонта маторанов и последующей их реинкарнации, а также для создания специальных капсул, куда помещаются тоа для дальнейшей выброски их во внешний мир. К сожалению, повелитель этого царства, сам Карзахни, плохо выполнял свою работу и впоследствии превратил великую мастерскую в подобное место.

...

Насколько я помню, книги выпускались ещё где-то до 2010 года, по крайней мере в Европе и США, и держали планку до самого конца, окончившись на логичной и светлой ноте. История развивалась вширь и вглубь, открывая всё больше тёмных тайн, вплетая в сюжет всё больше древних чудовищ, некогда правивших миром, и постепенно становясь всё менее похожей на историю для детских книжек, за что мне до сих пор нравятся последние книги.

В заключение хочу сказать, что серия BIONICLE от LEGO была не просто серией игрушек, созданной для выкачивания денег (хотя и это тоже, как без этого). Эта линейка также обладала ДУШОЙ. Были времена, когда компании ещё не считали детей за обычных потребителей, протягивающих деньги из мамкиных карманов. За каждой фигуркой в этой серии стояла собственная история, порой грустная, порой чуть менее грустная. Не многие современные игрушки или мультфильмы могут похвастаться подобной проработанностью мира. Те, кто был «в теме» и следил за развитием сюжета, не могут не вспоминать BIONICLE без ностальгии, ибо эта игровая вселенная отчасти была их детством. По BIONICLE выходили игры, фильмы и комиксы, делались арты и даже косплей. Наследником BIONICLE можно считать серию игрушек Hero Factory, которая, в общем-то, тоже наверняка имеет под собой какую-ту основу, но я не разбирался. В недавнем прошлом, году эдак в 2015, решили сделать перезапуск былой истории, но получилось явно не то, и перезапуск накрылся, так и не развившись во что-то серьёзное.
Собственно, пусть и не в моих силах что-то изменить, но я хотя бы напишу эту статью. Пусть не где-нибудь, а на ДМ, для вас, — но, может быть, кто-нибудь прочитает моё сочинение и достанет с антресоли фигурку ракши и поставит её в чуть менее запылённое место, ибо эта фигурка была частью культуры 2000-х и больше уже никогда не попадёт на большой рынок и в дальнейшие жизни подрастающего поколения.

Специально для dungeonmaster.