Просмотр сообщения в игре «Мастера»

Стоя по передние бабки* в теплой и мутной воде, я размышлял. Угодно ли было Аллаху послать этот ливень? Или то проделки шайтана, с которым так некстати породнил меня Ходжа? Пытаясь найти ответы по полёту птиц и направлению водоворотов в потоке (увы мне, недостойному, ибо Аллах не послал мне наиболее верного метода, а именно разрезанной печени гуся), я внезапно обнаружил большой корень сельдерея, проплывавший вдали. Достать его не было ни малейшей возможности, и я вновь вскричал

- Иааыыыыы мне, недостойному! О Иаллах, за что ты так смеешься надо мной? Шаиииааатан, за что ты столь коварен в своих кознях?

Тем временем Ходжа уже собирася огреть меня своим вездесущим кушаком, но вдруг привстал - будто бы у него оказались стремена! Его речь полилась потоком, соперничающим по мощи и скорости с тем, что протекал мимо нас по воле дождя:

- О, да ты не так уж глуп, мой ишак! Хотя ты мог бы и более почтительно приветствовать Типу ибн'Сахиба, одного из величайших просветленных Индии, умельца глотать шпаги, противостоять гвоздям, изрыгать и поглощать огонь, предсказывать судьбу, а также играть в шахматы, нарды и загадочную заморскую игру "штос"! Да будет известно ослиной твоей голове, что доска, на которой он плывет, зачарована самим Шивой, и с одной стороны усеяна гвоздями, что пахотное поле рисом, а с другой - предстает резной, непомерной красоты шахматной доской, где на гвоздики насажены резные фигуры из слоновой кости! Да будет также известно твоим ослиным ушам, что Типу ибн'Сахиб задолжал мне партейку, в которой его непременно ожидал бы мат в три хода, если бы не нагрянувшие в тот раз в чайхану янычары!

Я успевал только ушами подергивать на эти словоизлияния своей поклажи - но за Типу ибн'Сахибом, в самой что ни на есть натуральной кильватерной струе плыл плотик, тяжело груженый золотом. "А ведь Ходжа часто именует золото презренным и тяжелым металлом. Раз плотик держит такую гору золота, он выдержит и меня с Ходжой, а там - на все воля Аллаха - случайный водоворот приблизит нас к сельдерею!" - такая мысль промелькнула у меня, когда я поравнялся с шахматно-гвоздевой доской Типу ибн'Сахиба. Великий мудрец воистину посещал лекции уже помянутого эс'Нетона, ибо держал свой торс строго вертикально, в полном соответствии с Великими Законами Сохранения Ушиба и Тычка, которые, к слову сказать, ослы подметили задолго до людей. Пользуясь мудрецом как опорой, я подтолкнул мордой плотик с золотом, а потом еще, и еще раз - пока на нем почти совсем ничего не осталось. Плотик изрядно поднялся над водой - но и Ходжа недолго потворствовал моим действиям.

- Да что за бес в тебя вселился сегодня, или неужто индийские мудрецы правы, и в тебя переселилась душа праведного тибетского монаха, давшего обет нестяжания? Да ведь на это золото можно организовать народные массы, захватить чайханы, мосты Бухары, ямские станции и сигнальные башни, а закончить Ханским дворцом! Дурной ишак, зачем ты губишь надежду для батраков всех стран?

С такими словами и упреками Ходжа перелез на плот и постарался спасти то, что на нем еще осталось. Я не мешал своей поклаже - ведь плот уже достаточно всплыл, чтобы ухватиться за него зубами и подруливать хвостом. Ходжа, набрав немного уцелевшего золота, и вспомнив о мудреце, почтительно извинился перед ним за беспокойство, снял с меня уже изрядно подмокший коврик и постелил на плот.

- А что, Сахиб. Давно мы не виделись. Не припомнишь ли, в каких клетках стояли твои фигуры, когда янычары ворвались за тобой? - хитро прищурился Ходжа.

Йог наконец покинул свое сосредоточенное состояние, и тут же перестал следовать закону сохранения Тычка, так как его плотик закрутило и замотало, как будто и не плотик то был, а хозяйка стирала в реке белье. Совладав с плотиком, мудрец прищурился еще хитрее, чем Ходжа, и стал похож уже не на индийского просветленного, а на чиновника из Катая:

- А не за тобой ли, многоизвестный Ходжа, явились медноголовые? Ведь это ты дерзнул подержать свою пресную лепешку над ароматным шашлыком местного бея, уважаемого и вороватого человека, да придаст Аллах ему углового ускорения! Но партеечку я помню превосходно, как и твои мысли относительно мата в три хода - и смею тебя заверить, многоизвестный Ходжа, что ты ошибаешься. Та партия являет собой, без сомнения, произведение искусства, и я приглашаю тебя завершить его - однако же тебе придется нырять, чтобы совершать свои ходы. А пока с благословения Аллаха я расставлю фигуры.

С этими словами индус скрылся под водой, и только легкое подрагивание доски, да исчезновение некоторых гвоздей говорили о том, что дыхания ему еще хватает.

Пока досточтимые мужи выказывали друг другу уважение, я вновь вспомнил стену мудрецов, и акынов, рассказывавших о плодах разума. Как мне отличить Сельдерей Красноречия от других корней сельдерея, без сомнения почтенных и вкусных, но не обладающих чудодейственными свойствами? И не ботва ли Сельдерея Красноречия дарит носителю способность изъясняться на многих языках? Я решил подойти к проблеме как истинный философ, и построить силлогизм по Аристотелю.

Язык есть корень всех бед, ибо так часто отзывался о своем языке Ходжа Насреддин, а часто еще добавлял "язык мой-враг мой". Это непреложный факт, которому и я сам был свидетелем - за обладание языком можно здорово получить от кого угодно, а в особенности от ханской стражи. Раз язык - корень, то в корне и должно содержаться владение языком. Кроме того, раз мне был послан сельдерей, становится явным, что дождь - промысел Аллаха. Да и не под силу шайтану сотворить такой потоп. Кроме того, у Аллаха в таких вещах рука уже набита, не впервой. Шайтану же подсилу только мутить воду - вот он и увел сельдерей так, чтобы тот прошел мимо моего носа. Из этих сложных силлогизмов неопровержимо следует, что среди проплывших корней сельдерея должен встретиться искомый, а все перипетии суть преграды, которые Аллах посылает, дабы увериться в искренности и силе моего желания, а также в праведности моих мыслей.

Разговор между Ходжой и его знакомым сильно осложнял молитву, но я решил, что омовение уже совершено - а как только вода спадет, я займу место на коврике, и вознесу благодарность Аллаху за его милость.

------------
*