- Кто же я такой, чтобы заинтересовать бога настолько, чтобы он превратил часть моего мозга в свой автоответчик? - усмехнулся Рэн. - Бри, расскажите про эти силы. Ну, у которых проблемы с сапогами.
- О-о-о, mon jeune ami, - весело протянул Бри, покончив к этому времени и с "колбасой", и с креветками, и с булочками и теперь приступая к фруктам, - совершенно напрасно Вы полагаете себя персоной, не способной заинтересовать кого бы то ни было, пусть даже и бога. Я вообще давно заметил, что иномирцам свойственно сознательно принижать собственную значимость. Вероятно, это результат многотысячелетнего отбора, направленного на то, чтобы стать как можно более незаметным в обществе, организованном в целом по стадному принципу: каждый отличающийся навлекает опасность на весь коллектив, а потому уничтожается своими же. В отсутствии магии - весьма понятная и даже очевидная стратегия выживания популяции.
Он сделал короткую паузу, чтобы с наслаждением прожевать сладкую, медово-жёлтую, сочную дольку.
- Вернёмся, впрочем, к Вашему вопросу. Во-первых, я полагаю, что Хаш-Эрбин к тому, что произошло с Вашим механизмом, имеет отношение весьма опосредованное, я бы даже сказал - косвенное. К тому же упорно распространяется информация - пока, правда, на уровне устных, бездоказательных ремарок, однако от вполне заслуживающих доверия цивилов - о том, что Хаш-Эрбин был уничтожен. А при таких условиях - сами согласитесь - ему было бы крайне incommode что-то делать с Вашим мозгом. Во-вторых, как я уже заметил выше, Ваша личность вполне достойна внимания, поэтому я лично ничего удивительного не вижу в том, что Вами станут интересоваться другие заслуживающие не меньшего внимания личности.
Кентавр усмехнулся, снова затягиваясь.
- А вот теперь что касается "этих сил", у которых проблемы с сапогами. Рассказывать тут можно много и долго. И всё равно не подобраться к тому, что окажется важным в нужный момент. Поэтому я бы так сказал, господин Рэн. Не считайте себя ниже них, но и не задирайте голову чересчур высоко. Вы прекрасно держитесь сейчас. И я надеюсь, что и в будущем станете придерживаться такого же своего... м-м... лёгкого l'omniscience naïve... "простодушного всепонимания"... как теперь. Я, впрочем, по-прежнему готов отвечать на Ваши вопросы, но, пожалуй, чуть более конкретные, - с улыбкой закончил Бри.
Рэндом не предполагал, что Бри уделит внимание почти риторическому вопросу, но синтэт это сделал - ответил развёрнуто и обстоятельно. Пожалуй, это могло означать, что кентавр общается с ним искренне, а не только из формального уважения к гостю. Рэну было приятно так думать, это добавляло уверенности.
- В моём положении, господин Бри, приходится принимать почти всё, что вы говорите, - произнес Рэн. – Но сейчас я, пожалуй, первый раз позволю себе высказать несогласие с вашими рассуждениями. Благодаря своим уникальным представителям, популяция получает преимущества. И несомненно повышает шансы на выживание. В истории нашей вселенной примеров очень много. Можно начать с индивидуального иммунитета, который спасал всю популяцию, и закончить необычными способностями или нестандартным мышлением, благодаря которым решались кажущиеся неразрешимыми задачи, или совершался прорыв. Уникумы, это катализаторы процессов, детонаторы сдвигов. Они как зонды – всегда впереди популяции, и служат для неё проводниками, помогающими выбрать курс. Конечно, их судьбы ярче, чем у остальных представителей популяции, но зачастую они и куда трагичней. Зонды гибнут без счета, у детонаторов цель взорваться, а катализаторы растворяются в процессе реакции. Это отпугивает большинство и, как вы верно заметили, – заставляет сторониться подобной судьбы, в индивидуальном порядке. Всех, кроме самих уникумов. И если до определённой поры популяция получает преимущества от своих необычных представителей неосознанно, в действительности притесняя их из страха или из-за непонимания, то уже с третьей стадии взгляды популяций радикально меняются. Общества начинают понимать, что уникальность – это важный и редкий ресурс. И чем выше ступень эволюции, чем доступней обычные ресурсы – тем выше цена и востребованность уникальности. Начиная примерно с седьмой стадии, когда материальный ресурс больше неограничен, – уникальность представителей цивилизации становится почти единственной ценностью.
Рэндом понимал, что его разговорчивость - результат действия напитка, а также располагающей обстановки, но он не видел причин, по которым стоило бы сдерживаться.
- Поэтому я не согласен с причиной, которую вы, господин Бри, выдвигаете в качестве оправдания осознанного принижения собственной значимости иномирцами. - Рэн оторвал виноградину с грозди, лежавшей у него на тарелке с фруктами. Посмотрел, потом перевёл взгляд на саму гроздь. - Само собой, я не могу говорить за каждого иномирца, но могу назвать причины, по которым не считаю уникальным себя. Понимаете, господин Бри, там, откуда меня занесло сюда, множество миров, огромное количество цивилизаций. Мириады индивидуальных и коллективных сознаний и личностей. Осознавая это, трудно считать себя кем-то уж очень значимым. Это как быть песчинкой на бескрайнем пляже и осознавать это. Ты, может, и не такой, как все, но похожих на тебя столько, что не укладывается в голове. Поэтому ещё тяжелее поверить в то, что кто-то пришёл именно за тобой, а не просто за одной из песчинок с пляжа. Что выбор какого-то учёного, решившего рассмотреть в свой микроскоп песчинку, пал на тебя не случайно.
К тому же у себя дома я, скорее, хвост лошади, чем остриё копья рыцаря. Хвост тоже важная штука, но всё же на нём сосредоточено куда меньше внимания. Прайм-поколения нашей цивилизации стоят на пороге десятой стадии, а я родился ещё при шестой. Это никак не мешает мне радоваться жизни, но и значимости сознанию не добавляет. Однако...
Рэндом протянул руку, в которой вертел виноградину, и положил ягоду на тарелку с креветками.
- Я сказал, что не согласен с предложенной вами причиной, но с фактом я не согласиться не могу. - Рэн улыбнулся и поднял взгляд от виноградины на кентавра. - Я действительно неосознанно принизил свою значимость, и это уже моя ошибка. Обстоятельства ведь сильно поменялись. Теперь я виноградина на тарелке с креветками. Для моего мира это событие невиданное, для Лиэна – редкое. Наверняка в таком случае я вызову интерес и креветок, и соуса. Может, тарелка испытает непривычные ощущения. Вот вы, господин Бри, взглянете на это безобразие с любопытством. А будь у этого ресторана шеф-повар, он бы тоже мог прибежать посмотреть, что нарушает гармонию и порядок в его блюде. Выходит, я привык думать, что меня раздавят в бочке среди миллиона таких же виноградин, и часть меня станет неплохим вином, а теперь обстоятельства поменялись радикально и столь стремительно, что моё сознание не успело адаптироваться и совершило замеченную вами ошибку. Как видите, господин Бри, - Рэн забрал у креветок виноградину и съел её, - хотя я уже и осознаю уникальность своего положения, задрать голову чересчур высоко мне пока не по силам ввиду когнитивного противостояния. Так же, как и чувствовать себя на равных с теми силами, которых вы ставите выше богов. Для меня «шестого», пусть и понимающего, как видят мир «десятки», совершенно чуждо ваше сопоставление меня с «двадцатками». Это если я правильно понял вашу мысль. Для меня также непонятно, как кто-то или что-то может уничтожить такую сущность как Хаш-Эрбин. Вы говорите, он находится на божественной стадии развития в вашей терминологии, или на двадцать первой стадии в моём понимании. Так вот, в это моё понимание не укладывается его уничтожение. Уже на десятой почти никого уничтожить невозможно, особенно в индивидуальном порядке. На самом деле я не слышал, чтобы кто-то с восьмой был уничтожен, а это - на секундочку - ещё до технологий манипуляций с хаосом. Поэтому мне это видится как нонсенс, или, если дать волю фантазии, как чья-то спекуляция. Ну, скажем, Хаш-Эрбин «развоплотился», перестал существовать как упорядоченный в базовое измерение выплеск хаоса. Изменил точку сборки настолько, что потерял всякий интерес к игрушкам в этой песочнице. А кто-то, куда менее развитый и далёкий от божественного уровня, для чего-то назвал развоплощение уничтожением, да ещё и присвоил причину этого следствия себе, или кому-то, но не Хаш-Эрбину.
Рэн вздохнул и улыбнулся.
- Другими словами, чем больше я узнаю о Лиэне, тем меньше остаётся у меня понравившегося вам «лёмнисионс наив», господин Бри. Поначалу проведение аналогий между вашим миром и домом, безусловно, помогает не растеряться и впасть в панику от лавины новых концепций. И наверно я ещё долго буду использовать эту технику. Но, думаю вы согласитесь со мной, - это всё же костыли. По-настоящему я смогу освоиться лишь тогда, когда от всепонимания сперва отпадёт «простодушное», а затем отвалится и префикс «все». Не знаю, сделает ли это меня лучше или хуже, но, думаю, это процесс неизбежный... Однако, эта вся философия, как вы верно заметили, весьма неконкретна. Поэтому задам два более точных вопроса. Вы, господин Бри, произнесли фразу «в отсутствии магии...», причём контекст и ваш тон позволили мне сделать предположение, что в Лиэне вы называете магией нечто весьма реальное и обыденное. Не могли бы вы конкретизировать этот момент, так как у меня дома слово "магия" используется для того, чтобы описать нечто надуманное или происходящее за гранью понимания. Волшебство, так сказать... Второй вопрос ещё более конкретный: расскажите, какую систему мер вы используете, ну хотя бы ту часть, которая чаще всего применяется в быту.
Бри задумчиво покуривал, время от времени прерывая это своё занятие очередным фруктом.
- Любая разумная личность уникальна. Да, мы выясняем общие закономерности развития народов и разумных популяций, однако эти закономерности всегда можно отчётливо подразделить на:
...наследие неразумной природы - инстинкты, рефлексы... стратегии, свойственные лишённым разума группам, то есть всё то, что не интересуется судьбой одиночки, для чего безразлична мыслительная уникальность отдельного индивидуума, а важно сохранение и выживание популяции...
...И на разработанные именно разумом механизмы и всегда потому имеющие целесообразность, направленную не на простое выживание популяции, а на её улучшение и совершенствование. Причём это улучшение и совершенствование касается как раз всего, противоположного природному... м-м... "пониманию" (если так можно выразиться) совершенства. Для природы совершенно то, что в совершенстве выполняет природную задачу. Однако природные задачи крайне примитивны для любого разумного существа, и осуществлять их с помощью разума - куда эффективнее, нежели с помощью любого иного природного механизма, каким бы совершенным с точки зрения природы этот механизм ни был. В глубинах любого разума скрывается уникальный набор информации, касающийся взаимодействия индивидуума с окружающим миром. Уникальный набор не только оценок и результатов анализа, но и набор рекомендаций, набор решений, набор путей, ведущих от худшего состояния материи к лучшему. И пробуждение всего этого - есть глобальнейшая и по сути единственная задача цивилизации. Впрочем, мы несколько отвлеклись. Вы, cher ami, совершаете некоторую идеологическую ошибку, полагая себя виноградиной на тарелке с креветками. Ошибка Ваша состоит в недостатке информации, и я сию же секунду этот недостаток исправлю. Как я уже констатировал ранее, все разумные существа - уникальны. Потому Вы - отнюдь не виноградина на тарелке с креветками. Вы - виноградина на тарелке, в которой, кроме Вас, есть креветка, монетка, камешек, головастик, комочек лишайника, птичка, ключ, сверло, улитка и розовый бутон. И таким образом, - как вы уже, должно быть, поняли - мало кто может сказать Вам со всей ответственностью, почему именно виноградина, а не улитка, заинтересовала в данный момент некое конкретное лицо. Кроме, разумеется, самого этого лица.
Кентавр докурил и, вытащив из-за пазухи небольшой полотняный мешочек с разнообразными травами, принялся неторопливо вновь набивать свою трубочку.
- Что касается магии, дорогой господин Рэн, то в Лиэне под этим явлением подразумевается возможность влияния на систему существующих между всем и вся связей, лежащих в области особым образом чувствуемой материи, называемой магическим полем. Иными словами, проще говоря, между всем вокруг существует взаимосвязь. Магическое поле позволяет воспринять эту взаимосвязь. Некоторые индивиды способны не только воспринимать эту взаимосвязь, но и воздействовать на неё. Это и есть магия. Никакого волшебства! - Бри весело пожал мощными плечами.
- А система мер у разных народов различная... В Империи, которая, вероятно, наиболее близка к Вам в силу Вашей принадлежности к человеческому народу, применяется метрическая, дополненная и разбавленная различными тривиальными заменами - для бытового удобства. Иными словами, расстояния, скажем, там измеряют метрами и километрами, а объёмы - скорее, литрами, нежели кубическими дециметрами.
- Примером с виноградом я хотел сказать, что моя уникальность в том, что я из другой вселенной, - произнес Рэндом. - Но ваш пример, господин Бри, действительно лучше. Точнее. Он подчёркивает тот факт, что каждое сознание уникально. Нужно лишь сделать уточнение о том, что каждая уникальность в конкретных обстоятельствах имеет свою степень ожидания. Мм…- Рэн задумался, размышляя, продолжить ли метафору с фруктами, но, похоже, передумал. - Осмелюсь предположить, что гуляя по этому чудесному лесу, встретить уникального натива куда вероятнее, чем наткнуться на уникального иномирца. И да, мне понятна и близка ваша позиция относительно примитивности первичных природных целей популяции, но я не понимаю, почему именно на этой базе вы сделали вывод о причинах особенностей поведения иномирцев. Неужели все, кто попадал к вам, были представителями ранних стадий развития? Другой причины я просто не вижу, потому как если цивилизация достаточно развита и выживанию популяции больше ничего угрожает, то и мотивация, и система ценностей меняются. Это тоже природный механизм, просто следующая ступень.
Рэну хотелось порассуждать ещё, но он понимал, что эта дискуссия хоть и является интересной и даже практичной, но по сути лежит в области философии, а кентавр просил быть более конкретным.
- По части конкретного - у меня всё те же два вопроса, - улыбнулся он. - Магия и система мер. Просто нужно больше деталей. Насчёт магии у моего всепонимания есть для этого аналогия, но, опасаясь излишней простодушности, я повременю с выводами пока не услышу от вас ещё какие-то подробности. А система местных имперских мер практически дублирует ту, что используют в большей части нашего Империума. - Рэндом усмехнулся своим словам. - Господин Бри, вы не находите интересным факт столь точных совпадений? Было бы интересно услышать ваше понимание этого момента... Ладно, метры и литры одинаковые, это удобно. Но как обстоят дела со временем? Дело в том, что у нас во избежание путаницы везде официально используется униформат – 1 секунда, это время, за которое пространственный квант может сместиться по оси измерений на 28 миллиардов порядков. Потом идёт минута, равная 64 секундам, за ней час, равный 64 минутам, день, равный 64 часам, месяц, равный 64 дням, и, наконец, год, равный 64 месяцам. Понятное дело, что на каждой планете параллельно с этой основной системой используется нативная – привязанная к циклам вращения планеты. На официальном и бюрократическом уровне пользуются унидатой в любом случае, но в быту больше в ходу натив по вполне естественным причинам. Вот меня интересует, как с этим у вас?
- И вновь, cher ami, Вы заблуждаетесь, - медленно произнёс кентавр, склонив голову набок, раскуривая трубочку и рассматривая проявляющиеся всё ярче звёзды.
- Система ценностей, а вслед за нею и мотивация, - крайне инертная вещь и меняется весьма неохотно даже в незначительных деталях. Вот взять хотя бы ваш мир. Вы открыли множество планет, вы разработали и внедрили прекрасные технологии, вы избавили свой народ от боязни уникумов... Однако вы по-прежнему носите одежду и полагаете неприличным находиться в обществе обнажённым; вы сохранили институт брака и кабальную систему мнимой принадлежности одного существа другому в сексуальном плане; ваши понятия о красоте и - что гораздо значительнее - сама значимость внешнего облика - осталась на уровне древнейших ваших представителей, заложивших когда-то основы понимания гармонии и определивших тем самым то, что - спустя несколько тысячелетий! - будет казаться Вам красивым, а что - безобразным. Общество и общественные установки, друг мой, меняются ужасающе медленно и с невероятным скрипом. Чему Вы, любезный мой господин Рэн, являетесь выразительнейшим примером. Посему как бы Вам ни хотелось убедить меня в том, что из Вас и Ваших современников полностью вытравлен дикий фундамент первичных мотиваций, мои глаза видят иное...
Бри рассмеялся и, окинув довольным взглядом оставшуюся полностью пустой посуду перед собой, явно пришёл в великолепное расположение духа.
- Ну а с деталями магии и системы мер Вы, mon cher, постепенно разберётесь. Здесь нет ничего сложного или же значимого для выживания, которое, господин Рэн, по-прежнему является важнейшей для Вас задачей, как это было и для Ваших далёких предков, изготавливающих орудия самозащиты путём постукивания одного камня о другой. Что же касается факта совпадений - то это, безусловно, интереснейший, но пока открытый вопрос, которым как раз много лет занимается один старый дедушка-кентавр.
Бри подмигнул и выпустил ноздрями клубы ароматного дыма, наполненного запахами луговых трав и ощущением горячего летнего полудня.
Рэн хотел расхохотаться, но вовремя сдержался. Вместо этого он добродушно и искренне улыбнулся кентавру.
- Ваши глаза, господин Бри, вас не подводят, - произнёс он. - Просто смотрят не туда... Вы ведь рассматриваете меня, - видите одежду, мои мысли о жене и детях. А если быть точным, об одном - самом младшем ребенке. Заметили, что эстетика формы материи доставляет мне удовольствие. Верно предположили моё беспокойство о выживании в конце концов. Всё это действительно благодаря той самой инертности, о которой вы говорили. Но в данном случае это инертность субъекта, а не популяции. Я прожил 42 года. Всё это долгое время я очень медленно менялся, преодолевая ту самую инертность, и в итоге сильно изменился в чем-то, а в чём-то остался похож на своих далёких предков с земли. Но наш вид не испытывал таких трудностей, как я, благодаря такому природному инструменту как потомство. Каждое новое поколение хоть и обладает преемственностью, но избавлено от части стереотипов и ограничений предыдущего. Таким образом, инертность в рамках популяции становится не такой мощной штукой. Если посчитать... ну пускай грубо, - наша популяция за время моего существования получила 50 новых поколений. Другими словами, наши праймы – опережают моё восприятие, мою систему ценностей и мотивацию на пятьдесят условных жизней. Но и это ведь не всё. Наши дети имеют возможность общаться не только с себе подобными и получать опыт не только от родителей. В их распоряжении вселенная - другие цивилизации. Отставшие или опередившие наше развитие, или даже выбравшие параллельный путь. Одно только наблюдение и осмысление их ценностей и мотиваций, позволяет существенно погасить инертность сознания даже внутри одного поколения. Но зачем много слов, достаточно того факта, что за 40 лет люди шагнули из моей шестой стадии в начало десятой. А я, как субъект, скорее, наоборот - деградировал, так как выбрал для жизни систему, где цивилизация и технологии находятся на четвёртой стадии. Поэтому, господин Бри, отождествлять меня и современников некорректно. Между нами действительно - фундаментальная пропасть, если позволите такой каламбур.
Рэн вздохнул, но без сожаления. Ему казалось естественным появление подобных недопониманий, пускай даже с таким развитым существом как Бри. Они были из разных вселенных, и всё же - общего тоже было подозрительно много...
- Может, мои слова для кого-то покажутся хвастовством, - продолжил Рэн. - Но вы, господин Бри, наверняка понимаете, что это скорее оправдания, а не бахвальство. Я попадаю сюда, вижу вас и понимаю, что ваша цивилизация находится на очень высокой стадии относительно меня, - соответственно я стараюсь освоиться, используя опыт и знания о цивилизациях подобного уровня у себя дома. Люди в моей вселенной хоть и являются представителями одного вида, или, как вы говорите, – популяции, но цивилизация у нас не одна. Их множество, и они очень разные. Что там говорить, даже в рамках Империума – самой многочисленной цивилизации нашего вида, можно найти широкий спектр стадий развития. Пожалуй, от третей до десятой. А если сюда включить цивилизации со смешанным видами и их комбинациями, то вариативность будет от начала первой стадии до шестнадцатой, наверно. Где-то кораблями называют деревянные конструкции, движимые ветром, где-то под этим понимают шифтеры – перемещающиеся между галактиками, а где-то это всё не нужно, потому что люди способны перемещать материю, используя поле хаоса. А ещё где-то уже и материя кажется не столь необходимым понятием. И всё это одна популяция. Поэтому и комбинаций точек сборки такое множество. Вы вот тоже носите одежду, хотя явно сильно опережаете меня в развитии. Не знаю, почему одеты вы, но мне одежда нужна для создания комфорта и защиты от внешней среды. Ещё как средство самовыражения. В остальном - нагота меня не смущает. Значение внешнего облика - здесь да, значимость материи и её форм для меня очень высока, и как следствие эстетика материи тоже. Но красота понятие субъективное и относительное, поэтому здесь уместнее говорить о самовыражении в форме тела или какого-либо другого участка материи... Ну а с сексуальной принадлежностью кому-то вы меня действительно развеселили. У всех известных мне существ, способных прожить дольше 5 лет, подобные идеи отмирают естественным образом. Мы с Кимионой вместе больше 30 лет, так что сами понимаете... Даже на столь невысокой стадии браки являются духовным и добровольным союзом, даже можно сказать моральным симбиозом, приносящим удовольствие, комфорт и пользу. О каких-то сексуальных ограничениях речи быть не может. Разве у вас не так?
- О нет, дорогой друг, - добродушно усмехнулся Бри, внимательно рассматривая Рэна. - Вы сами говорили о песчинке в пустыне, о капле воды в океане... Вы - один из огромного множества, и в Вас - как в фасетке глаза насекомого - можно пронаблюдать отражённые элементы гигантского целого, крохотной частичкой которого Вы являетесь, вольно или невольно, осознанно или неосознанно неся с собой множество черт, свойственных всему Вашему обществу в целом. Вы постоянно говорите о высоких технологиях, однако высокие технологии суть лишь новейшая скорость распространения древнейших заблуждений, не более того, cher ami.
Бри помолчал, снова переведя взгляд в небо.
- Для того, чтобы менялось общество, нужны те самые уникумы, которые сумеют связать прогресс технический с прогрессом духовным. А эти уникумы у вас - редчайшее явление. И им бесконечно тяжело вывозить на себе даже на крохотнейшую ступеньку вверх и модифицировать вслед за технологическим прогрессом весь тягчайший груз древних предрассудков и давно изживших себя установок. Мы говорим сейчас, разумеется, не обо всём том множестве различных народов, которые населяют ваш мир. Но Вы спросили меня, почему я ссылаюсь на животное наследие в своём мнении о Ваших соотечественниках, - и я отвечаю на Ваш вопрос. Вы научились читать мысли - однако для самовыражения Вам нужны внешние атрибуты. Вы говорите о Вселенной, которая имеется в распоряжении Ваших детей, - однако подавляющее большинство установок, определяющих всю жизнь человека, усваивается в первые три года, когда в распоряжении этого самого человека - лишь его родители, то есть Вы, господин Рэн, а Вы сами при этом сохраняете и тем самым невольно передаёте детям массу архаичного, от чего Ваши дети, скорее всего, не пожелают отказаться, если, конечно, у Вас с ними сложатся правильные отношения. Вы говорите о духовном союзе - однако для союза двух душ не нужен институт брака. Для такого союза не нужно вообще ничего, кроме этих самых двух душ. У вас же институт брака не только существует, но и имеет плотнейшее экономическое обоснование! Ваши дети находятся в громадной зависимости от родителей, а это всё, mon jeune homme, крайне архаичные вещи.
Кентавр рассмеялся.
- Можете считать меня за мои размышления упрямым старичком... а можете полагать меня юным максималистом... Возможно, Ваше появление в Лиэне и призвано убедить меня в моей неправоте... А возможно - показать Вам несостоятельность внушённых Вам вашим обществом установок, которые Вы столь патриотично отстаиваете... с тем, чтобы Вы, вернувшись, могли их исправить, как это и свойственно тем самым редким уникумам, судьба которых столь неоднозначна. В Лиэне же... - Бри сделал несколько затяжек, - ...как я уже говорил, Вы встретите самые разные миропонимания. Да и Ваше собственное - явственнее проявится не в отвлечённых наших беседах, а в непосредственном Вашем столкновении с необходимостью работы мысли при решении конкретной жизненной задачи.
Когда кентавр говорил о трёх годах, проведенных с родителями, Рэн удивлённо приподнял бровь. Ещё бы: уже к году у многих есть свои дети. Но он так же быстро поспешил стереть удивление с лица, отругав себя за плохую сообразительность. Ну конечно, Бри подразумевал местный год, о длительности которого синтэт не стал рассказывать Рэну, но судя по всему этот год в разы короче универсального. Ладно, с этим позже разберёмся.
Чему Рэн действительно был удивлён, так это непониманию кентавра. Но и этому он нашёл простое объяснение: ты не очень хороший повествователь, Рэнни. Хреновый, прямо скажем, объяснитель из тебя. За целый ужин не добился ничего, кроме того, что ввёл мудрого кентавра в заблуждение. Сейчас будет верхом глупости поспорить, пытаясь доказать, что собеседник неправ, когда твоё косноязычие и скудомыслие и явились причиной этой неправоты.
И кстати, тормози, почему это Бри не прав? Он не понял, что ты ему пытался втолковать о комплексном устройстве твоей вселенной – это да, но ты сам-то уверен, что понимаешь, о чём говорил? Понятно, что уверен, но до этого момента ты ни на ком не практиковался в объяснении таких моментов, так что признай – получается пока так себе. А вот он, касательно тебя и цивилизации твоего уровня, - всё верно разложил, ну за исключением мелких деталей, таких как этот странный институт брака, дети, чтение мыслей и подобного. Но это действительно частные детали, так что даже не ошибки, а лишь шероховатости.
Рэн тоже поднял голову и посмотрел на звёзды. Вообще изначальный план был не совсем такой. Я рассказываю, как что-то устроено у нас, а Бри говорит, как у них. А вышло так, что я не очень удачно рассказал о том, как у нас, и мы это просто обсудили, придя к выводу, что так, как я говорю, быть не может. Результат интересный, но не очень практичный. Нельзя сказать, что время потратили зря, - удовольствие ведь получено, и поужинали заодно. К тому же рано сдаваться, - надо попробовать оживить стартовую стратегию.
- Думаю, вы правы, господин Бри. - Рэн вернул своё внимание кентавру. - Ваше описание цивилизации моего уровня весьма точное. Но это мне известно самому. Я надеялся не только рассказать о себе, но и узнать что-то о вас. Вот вы представитель высокоразвитой цивилизации, расскажите о вашем устройстве общества, о его основных институтах. Ну или хотя бы о чём-то одном на ваш выбор.