Карта мира состоит из квадратов-территорий, которые могут иметь различный ландшафт - равнина (бежевый цвет), горы и леса (коричневый и темно-зеленый), моря (голубой). Изначально каждая цивилизация имеет одну сухопутную территорию, с которой может проводить экспансию на новые сухопутные территории. Потеря всех территорий - проигрыш и выбывание цивилизации из игры. Помимо экспансии цивилизация также может открыть в ход одну или более (при определенных условиях) концепций, которые олицетворяют новые технологии, развитие экономики, политические преобразования, военные реформы, направления искусства и т.д.
Игра длится 8 ходов, каждый из которых отображает определенную эпоху - Камня, Бронзы, Железа, Пороха, Пара, Нефти, Атома и Компьютера. Из доживших до конца 8 хода цивилизаций выигрывает та, которая имеет больше всего сухопутных территорий + очков культуры (они складываются). Цивилизации делают свои заявки на экспансию и концепции одновременно в закрытую, предварительно ведя переговоры друг с другом, после чего мастер открывает заявки и отыгрывает их, озвучивая события прошедшей эры и ее завершение. Экспансии цивилизаций отыгрываются по случайной очередности, набрасываемой кубом Д100.
“Соседней” в отношении экспансии считается территория, которая граничит с одной из ваших к началу экспансии по вертикали или горизонтали. Экспансия на нейтральную территорию всегда успешна. Вместо заселения ничейных земель можно атаковать земли других цивилизаций. Атака решается броском 1д6 + бонус атакующего - бонус защитника. 3 и ниже это победа защитника, 4 и выше - атакующего. Если ты пытаешься высадиться через море на территорию противника, то тебе сначала придется выиграть морское сражение и лишь потом воевать на суше. Если бонусов к войне несколько, выбирается один наибольший (кроме отдельных случаев, описанных в конкретных концепциях). Военный бонус действует лишь одну эпоху, после чего уровень военных технологий условно выравнивается к началу следующей. Имея две и более возможности для экспансии в ход, ты можешь указать путь, по которому будут шаг за шагом двигаться армии - выбирать для экспансии только соседние на начало эры территории не обязательно.
Доступные на каждую эру концепции описаны ниже.
1й ход - Камень.
Засели одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 4000-2000 ДНЭ. Время первобытных охотников и собирателей, которые ещё только пробуют освоить земледелие и скотоводство…
"Кочевники" - засели или завоюй ещё две соседних области на суше. В погоне за крупной дичью и пастбищами для скота ваши люди расселяются по обширным пространствам.
"Мореходы" - засели или завоюй одну территорию через море. Примитивные, но прочные каноэ, плоты и катамараны позволят смельчакам пересечь целое море!
"Керамика " - +1 очко культуры, в следующей эпохе возьми дополнительно 1 концепцию. Прочные и красивые керамические горшки - хорошая тара для хранения продуктов, а также хороший товар для меновой торговли.
“Земледельцы” - в следующей эпохе возьми дополнительно 2 концепции. Упорное возделывание земли и культивирование зерновых культур однажды принесет свои плоды и позволит вашему племени зажить сытой жизнью и быстро богатеть.
"Курганы" - +1 очко культуры, засели или завоюй одну соседнюю область на суше. Ваше племя чествует храбрых воинов и вождей, устраивая им пышные тризны и насыпая большие курганы в их память, которые будут известны и спустя тысячи лет.
"Мегалиты" - +2 очка культуры. Много сил будет потрачено на возведение кругов из огромных каменных глыб и на наблюдение звёзд, но это положит начало будущей астрономии и календарю, а в далёком будущем мегалиты станут местом паломничества туристов.
2й ход - Бронза.
Засели одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 2000 ДНЭ - 0 НЭ. Время первых настоящих цивилизаций, использующих бронзовые орудия и инструменты, строящих крупные сооружения и расширяющих свое влияние…
"Философия" - +1 очко культуры, в следующей эпохе возьми дополнительно 1 концепцию. Профессиональные мыслители, избавленные от иных забот, быстрее двигают вперёд науку и искусство.
"Ирригация" - в следующей эпохе возьми дополнительно 2 концепции. Искусство постройки оросительных каналов и прудов поможет победить засуху и сделать твой народ многолюдным и сытым, а значит и способным думать о прогрессе.
"Фаланга" - +1 в сражениях на суше. Плотный строй щитоносцев с копьями и иным оружием даёт решительное превосходство над нестройным толпами воинов-дикарей.
"Колесницы" - +2 в сражениях на равнине, не работает против Каменных Стен. Боевая повозка с воинами, которую мчит упряжка лошадей. Быстрые колесницы очень сильны на равнинах, совершая быстрые атаки и вовремя отступая.
"Каменные Стены" - +2 в обороне на суше. Прочные стены из камня опоясывают ваши города и небольшие поселения, делая их захват и разграбление сложной задачей.
"Катапульта" - отменяет вражеские Каменные Стены для ваших атак. Осадная машина, мечущая большие камни или стрелы, помогает брать осадой и штурмом крепости ваших врагов.
"Галера" - +2 в сражениях на море. Быстроходное судно с парусом, веслами и тараном на носу, сильнейший тип боевых кораблей в эти древние времена.
"Религия" - +1 очко культуры, засели одну новую соседнюю территорию. Люди верят не просто в духов, но в великих богов, требующих почитания и даров. В их честь будут возведены храмы и совершены военные походы.
“Деспотия” - засели или завоюй еще две соседние территории на суше. В других народах власть царей и касты воинов сдерживают интересы жрецов и торговцев либо племенные старейшины, но ваша цивилизация представляет собой настоящую военную машину.
"Театр" - +2 очка культуры. Сложные театральные представления собирают множество зрителей и приносят цивилизации славу, а также навеки вписывают ее в историю искусства.
"Чудо Архитектуры" - +2 очка культуры. Гигантское или демонстрирующее удивительное мастерство каменщиков сооружение, например пирамида, огромная статуя бога или великолепный храм. Эта постройка войдёт в историю.
"Колонии" - засели одну территорию через море. Ваши корабли с парусами и веслами достаточно надёжны, чтобы основать поселения за морями.
"Торговля" - в следующей эпохе одна дружественная цивилизация, с которой у тебя есть границы и нет военных действий в эту эпоху, получит одну доп.концепцию, а твоя три. Морские границы через море тоже подходят. Концепцию можно взять по одному разу на каждую соседнюю цивилизацию. Обмен товаров обогащает обе стороны, что приводит к процветанию занятых в торговле цивилизаций.
3й ход - Железо.
Засели или завоюй одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 0-1500. Эпоха рыцарства и неприступных замков, первых больших империй, религиозных войн и формирования зачатков настоящих наук.
"Кавалерия" - +2 в сражениях на равнине, не работает против Замков. Закованные в доспехи всадники становятся решающей силой в битвах, но только если могут воспользоваться своей скоростью и натиском на достаточно ровной местности.
"Баталия" - +1 в сражениях на суше. Плотный строй воинов в доспехах с алебардами и пиками - новая сила на полях сражений, особенно среди гор и лесов.
"Замки" - +2 в обороне на суше. Множество замков отдельных лордов с их личными дружинами превращают завоевание страны в череду утомительных и кровопролитных осад.
"Междоусобица" - одна из вражеских территорий восстаёт с +0 к силе и при успехе становится независимой. В любом царстве есть недовольные правителем лорды и чернь, которых можно поднять на войну против законного правителя.
"Требюшет" - отменяет вражеские Замки для ваших атак. Сложное осадное орудие с противовесом, способное метать огромные камни в крепостные стены и башни.
"Империя" - засели или завоюй ещё две соседних территории на суше. Властолюбивый король и верные ему воины способны в короткое время покорить обширные земли.
"Колонии" - засели одну территорию через море. Как и в более древние времена, парусные ладьи могут пересечь море и основать на далеких землях новые поселения.
"Фанатизм" - +1 очко культуры, засели одну новую соседнюю территорию. Верующие приходят к мысли о том, что их Бог единственный истинный и нужно нести откровение о нем "язычникам" для их же блага.
"Библиотеки" - +1 очко культуры, в следующей эпохе возьми дополнительно 1 концепцию. Научные и художественные произведения собраны в хранилищах, где их могут прочесть книгочеи, а писцы - сделать копии и передать знания дальше.
"Куртуазность" - +2 очка культуры. При дворах знатных лордов расцветают изящные искусства, музыка, танцы, поэзия, мастерство создания предметов роскоши, проводятся рыцарские турниры и иные благородные состязания.
"Морские Рейдеры" - отмени эффект чужой Торговли через моря и получи за это одну доп.концепцию в следующий ход. Морские налётчики на ладьях грабят торговые корабли и прибрежные поселения, внушая страх чужакам.
"Дромон" - +2 в сражениях на море. Галера, оснащенная внушающим ужас оружием - машиной для метания зажигательной смеси. На деревянном корабле негде спастись от огня, поэтому умение создавать и применять дромоны даст большое преимущество в морских сражениях.
"Торговля" - в следующей эпохе одна дружественная цивилизация, с которой у тебя есть границы и нет военных действий в эту эпоху, получит одну доп.концепцию, а твоя три. Морские границы через одно море тоже подходят. Концепцию можно взять по одному разу на каждую соседнюю цивилизацию. Тысячелетия идут - а суть торговли не меняется. Ты мне, я тебе - и мы оба получили больше, чем потеряли!
4й ход - Порох.
Засели или завоюй одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 1500-1850. Эпоха настоящей химии, физики, механики, когда развивается пороховое оружие, книгопечатание, совершаются географические открытия.
"Академии" - +1 очко культуры, в следующей эпохе возьми дополнительно 1 концепцию. Собрания первых настоящих учёных и их учеников, ведущие научные диспуты и сочиняющих трактаты.
"Мушкет" - +1 в сражениях на суше. Треск множества мушкетов и лёгких пушек хоронит попытки атаковать вашу пехоту холодным оружием, это новое оружие и новая тактика, меняющая облик войны.
"Форты" - +2 в обороне на суше. Строительство крепостей становится настоящей наукой, которая тщательно рассчитывает зоны пушечного огня и толщину стен и насыпей, чтобы сделать осаду долгой, убыточной и почти бесполезной.
"Мортира" - отменяет вражеские Форты для ваших атак. Мощные осадные пушки мечут зажигательные и разрывные ядра через стены и земляные валы методично и с достаточной точностью, чтобы сделать жизнь осажденных чрезвычайно тяжелой.
"Мятеж" - одна из вражеских территорий восстаёт с +0 к силе и при успехе становится независимой. Поддержка чужих мятежников деньгами, оружием и людьми может отколоть от чужой империи приличный кусок.
"Галеон" - +2 в сражениях на море. Большой парусный корабли с пушками становится новым повелителем морей, доминируя над более мелкими и слабее вооруженными противниками.
"Пираты" - отмени эффект чужой Торговли через моря и получи за это одну доп.концепцию в следующий ход. "Джентльмены удачи" на быстроходных парусниках атакуют чужие корабли и порты в поисках лёгкой наживы.
"Мануфактуры" - в следующей эпохе возьми дополнительно 2 концепции. Большие мастерские с первыми механическими станками сильно увеличивают производительность труда по сравнению с полностью ручным трудом прежних ремесленников.
"Революция" - засели или завоюй ещё две соседних территории на суше. Смена правительства приведет к кратковременным беспорядкам, но "освежит кровь" стране и разожжет огонь патриотизма для строительства новой империи.
"Колонии" - засели одну территорию через одно или два моря. Прочные парусные корабли могут совершать далёкие плавания и основывать новые поселения даже за широкими океанами.
"Ренессанс" - +2 очка культуры. Открытие заново древней культуры и создание новых идей и форм приводят к невиданному расцвету искусств.
"Торговля" - в следующей эпохе одна дружественная цивилизация, с которой у тебя есть границы и нет военных действий в эту эпоху, получит одну доп.концепцию, а твоя три. Морские границы через одно или два моря тоже подходят. Концепцию можно взять по одному разу на каждую соседнюю цивилизацию. Моря становятся все более и более судоходными, да и наземная торговля оживляется за счет прокладывания дорог и организации ярмарок и многочисленных лавок в многолюдных городах.
5й ход - Пар.
Засели или завоюй одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 1850-1900. Эпоха парового двигателя на корабле и железнодорожном транспорте, нарезного оружия, фабричного производства, бурного развития науки и техники.
"Броненосец" - +2 в сражениях на море. Обшитый стальной броней корабль с нарезными пушками вытесняет прежние деревянные парусники и пароходы без брони и становится новым повелителем морей.
"Пулемёт" - +1 в сражениях на суше. Скорострельный пулемет становится новым оружием пехоты, радикально повышая ее огневую мощь и в очередной раз меняя военную тактику.
"Траншеи" - +2 в обороне на суше. Искусство полевых укреплений делает оборону проще: наталкиваясь на траншеи, обороняемые пехотой, а также колючую проволоку и мины, противник будет испытывать большие проблемы в наступлении.
"Гаубица" - отменяет вражеские Траншеи для ваших атак. Тяжёлые орудия с мощными снарядами перемешивают вражеские окопы с землёй и сокрушают даже самые прочные форты, "взламывая" оборону и открывая дорогу пехоте.
"Национализм" - засели или завоюй ещё две соседних территории на суше. Искренняя вера в "избранность" вашей нации и "божественное право" правителя вкупе с высоким престижем военной службы помогут вести освободительные или завоевательные войны.
"Железные Дороги" - в следующей эпохе возьми дополнительно 1 концепцию, а сейчас освой мирным путём одну соседнюю территорию на суше. Протяженная сеть железных дорог многократно улучшает логистику и оживляет торговлю, что обеспечивает бурный рост экономики.
"Фабрики" - в следующей эпохе возьми дополнительно 2 концепции. Развитие промышленности приводит к появлению крупных заводов, активно использующих станки, промышленные печи и иные сложные механизмы.
"Колонии" - засели или завоюй одну территорию через одно или два моря. Пароходы уверенно пересекают океаны и везут множество переселенцев и солдат на покорение новых земель на экзотических континентах.
"Газеты" - +1 очко культуры, одна из вражеских территорий восстаёт с +0 к силе и при успехе становится независимой. Широкое распространение получают регулярные газеты и журналы, позволяющие массово распространять новости… и пропаганду.
"Модерн" - +2 очка культуры. Новые смелые формы и идеи взамен избитых старых, новации в архитектуре, живописи, литературе. Все это сделает вашу культуру всеобщим примером для подражания.
"Торговля" - в следующей эпохе одна дружественная цивилизация, с которой у тебя есть границы и нет военных действий в эту эпоху, получит одну доп.концепцию, а твоя три. Морские границы через любое количество морей тоже подходят. Концепцию можно взять по одному разу на каждую соседнюю цивилизацию. Капитализм входит в период расцвета и теперь процветание государств во многом зависит от своевременной поставки сырья из колоний или других стран, отказ же от поставок вполне может быть расценен как объявление войны.
"Крейсер" - отмени эффект чужой Торговли через моря и получи за это одну доп.концепцию в следующий ход. Лёгкий паровой корабль с пушками, "крейсирующий" на чужих торговых линиях - это большая помеха торговле противника.
6й ход - Нефть.
Засели или завоюй одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 1900-1950. Время "гонки моторов", соревнования промышленности, тотальной войны и первых образцов электроники.
"Субмарина" - отмени эффект чужой Торговли через моря, +1 в сражениях на море. "Волчьи стаи" подводных лодок охотятся за вражескими торговыми и военными кораблями, превращая любое плавание в смертельно опасное испытание.
"Электростанции" - в следующей эпохе возьми дополнительно 2 концепции. Строительство электростанций обеспечит светом и питанием множество производств и жилых зданий, помогая развивать экономику.
"Блицкриг" - засели или завоюй ещё две соседних территории на суше. Тщательно разработанный план молниеносной тотальной войны с использованием новейшей военной техники либо приведет к оккупации огромных территорий, либо к ужасающему разгрому…
"Протекторат" - засели или завоюй одну территорию через одно или два моря. Завоевание колоний сменяется “установлением протектората”, то есть “покровительства” - звучит более благородно, но суть остается той же.
"Линкор" - +2 в сражениях на море. Огромные быстроходные стальные корабли с броней и мощными пушками выигрывают сражения за морские просторы. Скоро они будут вытеснены авиацией и авианосцами, но пока еще это их звездный час.
"Танк" - +2 в сражениях на равнине. Лязгающие железом бронированные боевые машины сокрушают любое сопротивление на своем пути и меняют искусство войны. Теперь любая наземная военная операция должна строиться с учетом танков и противодействия им.
“Социализм” - в следующей эпохе возьми дополнительно 1 концепцию и на выбор: одна из вражеских территорий восстанет с +0 к силе и при успехе станет независимой ИЛИ соверши экспансию на суше на одну территорию. Новая революционная идеология захватывает умы людей и меняет общество, создавая новые возможности для развития или революционной войны против угнетателей.
"Радиовещание" - +1 очко культуры, одна из вражеских территорий восстаёт с +0 к силе и при успехе становится независимой. Радио - новый способ вести пропаганду через огромные расстояния. Многие страны используют радиостанции для поддержки повстанческих движений у конкурентов.
"Кинематограф" - +2 очка культуры. Вначале чёрно-белые и немые, а затем цветные и звуковые киноленты - это новая и ранее невиданная форма искусства, производящая самое глубокое впечатление на поколения людей.
"Бомбардировщик" - +1 в сражениях на суше и море, МОЖЕТ добавляться к другим боевым бонусам. Боевой самолёт, несущий большое количество бомб для атак на корабли, здания и наземные войска.
"Лига Наций" - +3 очка культуры первому победителю, +1 остальным. Взяв эту концепцию дважды или трижды, можно опередить конкурентов, при равенстве победа достанется случайным образом.. Созыв Лиги Наций для мирного решения международных проблем навсегда впишет вашу страну в историю и сделает ее влиятельным членом Лиги в будущем.
"Торговля" - в следующей эпохе одна дружественная цивилизация, с которой у тебя есть границы и нет военных действий в эту эпоху, получит одну доп.концепцию, а твоя три. Морские границы через любое количество морей тоже подходят. Концепцию можно взять по одному разу на каждую соседнюю цивилизацию. Мир стал “маленьким” из-за железных дорог и быстроходных кораблей, но тем выгоднее становится занять удачное место на мировом рынке.
7й ход - Атом.
Засели или завоюй одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 1950-2000. Эра деления атома, энергия которого может как созидать, так и разрушать. Развиваются космические технологии и сложная электроника.
"Покорение Космоса" - +3 очка культуры первому победителю, +1 остальным. Взяв эту концепцию дважды или трижды, можно опередить конкурентов, при равенстве победа достанется случайным образом. Кто быстрее всех выйдет в космос и первым отправит человека в космос - тот навсегда останется в истории.
"Лунная Программа" - +3 очка культуры первому победителю, +1 остальным. Взяв эту концепцию дважды или трижды, можно опередить конкурентов, при равенстве победа достанется случайным образом. Рискованная и героическая миссия с проектом человека на Луну станет своеобразным завершением первого этапа космической гонки.
"Вычислительные Машины" - в следующей эпохе возьми дополнительно 2 концепции. Пока ещё несовершенные, но уже достаточно мощные электронные устройства помогают производить сложнейшие расчеты и постепенно становятся миниатюрнее, чтобы однажды войти в дом обычного человека.
"Телевидение" - +1 очко культуры, одна из вражеских территорий восстаёт с +0 к силе и при успехе становится независимой. Телевизионные фильмы и передачи - мощное орудие пропаганды, которое можно направить в нужное русло.
"Постмодерн" - +2 очка культуры. Причудливые и порой даже рискованные творческие эксперименты, расцвет искусств, исследование старых и новых тем, внимание к внутреннему миру человека - всё это не сделает вашу империю сильнее, но завоюет сердца и умы миллионов людей по всему миру.
"Атомная Энергетика" - в следующей эпохе возьми дополнительно 2 концепции. Атомные электростанции дают почти неисчерпаемый источник энергии для промышленности, науки, транспорта и бытовых нужд населения.
"Атомная Бомба" - если применишь атомное оружие в войне, получишь -3 культуры за каждое применение, но автоматическую победу в море или на суше один раз. Возьми эту концепцию повторно, чтобы применить ее снова. Оружие чудовищной разрушительной силы вызывает ужас и осуждение во всем мире, имея возможность сметать целые города и армии. Будем надеяться, что оно никогда не будет использовано…
"Вертолеты" - +2 в сражениях на суше. Транспортные и ударные вертолеты могут многое из того, что не может самолёт: приземлиться и взлететь на клочке земли, высадить десант, точно поражать небольшие наземные цели. С их поддержкой пехота и танки получают новые возможности.
"Ракеты" - +1 в сражениях на море и суше, МОЖЕТ добавляться к другим боевым бонусам. Управляемые ракеты способны поразить цель точно и издалека, что делает их сильнейшим оружием на поле боя за исключением атомной бомбы.
"Авианосец" - +2 в сражениях на море. Плавучие аэродромы, несущие десятки ударных самолётов, вытесняют прежние крейсера и линкоры, становясь новым победителем в морских сражениях.
"Субмарина" - отмени эффект чужой Торговли через моря, +1 в сражениях на море. Оснащенные атомными двигателями подводные лодки становятся ещё более скрытными и опасными, имея возможность дольше оставаться под водой.
"Глобальная Гегемония" - засели или завоюй ещё две соседних территории на суше или через любое количество морей. Идеология вашего государства провозглашает его стремление к мировому лидерству… во имя всеобщего блага, конечно же.
"Торговля" - в следующей эпохе одна дружественная цивилизация, с которой у тебя есть границы и нет военных действий в эту эпоху, получит одну доп.концепцию, а твоя три. Морские границы через любое количество морей тоже подходят. Концепцию можно взять по одному разу на каждую соседнюю цивилизацию. Крепкий союз и взаимовыгодное сотрудничество - не слишком часто явление в мире “реальной политики”, зачастую проще прогнуть “партнера” под себя. Однако общий противник может заставить сблизиться даже конкурентов.
8й ход - Компьютер.
Засели или завоюй одну новую соседнюю территорию на суше. Выбери одну концепцию. 2000-2030. Мир покрывается компьютерными сетями, люди массово используют компьютеры и смартфоны, а на войне и в экономике все большую роль играют роботы.
"Искусственный Интеллект" - +3 очка культуры победителю, +1 остальным. ИИ - новейшая и перспективная область науки, вложения в которую однажды окупится сторицей, ибо ИИ развивается с каждым годом все быстрей и быстрее.
"Цифровая Продукция" - +2 очка культуры. Выпуск фильмов, компьютерных игр, криптовалют, различных полезных программ - все это помогает цивилизации "завоевать" Всемирную Сеть.
"Боевые Дроны" - +1 в сражениях на море и суше, МОЖЕТ добавляться к другим боевым бонусам. Летающие, плавающие и наземные роботизированные боевые машины и "умные боеприпасы" дают множество преимуществ перед более старыми видами военной техники.
"Частные Военные Компании" - +2 в сражениях на суше. Закалённые десятилетиями боевых действий наемные солдаты из частных армий обходят ограничения, действующие для солдат регулярных армий, и зачастую являются более эффективными войсками.
"Авианосец" - +2 в сражениях на море. Становясь ещё более сложным, современным и дорогим оружием, авианосец по-прежнему остаётся решающей силой на море, а боевые порядки флота по сути строятся вокруг него.
"Противоракетная Оборона" - даёт 50% вероятность отразить атаки атомными бомбами в этот ход (4-6 на д6 против каждой атаки). Сложные системы радаров и ракетных установок ПРО дают возможность устоять под ядерным ударом, хотя и не гарантирует этого.
"Информационная Война" - (-2) очка культуры чужой цивилизации или восстание в одном её регионе с силой +0 (нейтралитет в случае успеха) за каждое использование этой концепции. Используя все возможные СМИ, включая электронные, для очернения или дестабилизации враждебной страны, можно самым серьезным образом навредить ей безо всяких военных атак.
"Большой Брат" - даёт иммунитет к эффектам Информационной Войны на этот ход. Хитроумная система незримого контроля над жизнью граждан и их изоляции от внешнего мира позволяет пресекать нежелательные тенденции и поощрять лояльность без грубых силовых акций.
"Атомная Бомба" - если применишь атомное оружие в войне, получишь -3 культуры за каждое применение, но автоматическую победу в море или на суше один раз. Возьми эту концепцию повторно, чтобы применить ее снова. Оружие чудовищной разрушительной силы вызывает ужас и осуждение во всем мире, имея возможность сметать целые города и армии. Будем надеяться, что оно никогда не будет использовано…
"Мировой Полицейский" - засели или завоюй ещё две соседних территории на суше или за морем. Несмотря на всеобщий декларируемый пацифизм войны все ещё возможны… Особенно если они именуются "миротворческими операциями" и иными эвфемизмами.