ДЕЙСТВИЯ В БОЮВсё сражение разбито на отдельные отрезки, называемые раундами. Каждый раунд занимает 6 секунд игрового времени. В один раунд действуют обе стороны сражения, инициатива определяет, кто из них действует раньше. При нашей упрощённой групповой инициативе течение боя можно описать так:
Раунд 1
- ход стороны с лучшей инициативой
- ход стороны с худшей инициативой
Раунд 2
- ход стороны с лучшей инициативой
- ход стороны с худшей инициативой
... и т. д.
В свой ход каждый персонаж может сделать некоторое количество действий. Доступные ему действия делятся на стандартные действия, действия передвижения, свободные действия. Таким образом персонаж за один свой ход может сделать 1 стандартное действие, 1 действие передвижения и некоторое количество разных свободных действий. Существуют также полнораундовые действия, которые заменяют собой стандартное действие и действие передвижения, но обычно оставляют возможность делать свободные действия. Есть ещё несколько типов действий, часть которых мы рассмотрим, а часть опустим по причине их редкости (они связаны с определёнными редкими способностями и заклинаниями, которых в этой игре, вероятно, не будет).
Стандартные действия-
Атака (
ссылка). Стандартным действием вы можете провести одну атаку по противнику - это может быть удар мечом, безоружный удар, выстрел из лука и т. д. Если вы можете проводить в раунд несколько атак (например, у вас по кинжалу в каждой руке, вы находитесь под действием ускорения, вы монах со шквалом ударов и т. д.), то вы должны использовать полнораундовое действие, чтобы провести их все.
-
Сотворение заклинания (
ссылка). Обращайте внимание на строчку Casting Time (время сотворения) в описании используемого заклинания. Если там написано "1 standard action" (а это написано у большинства заклинаний), то вам понадобится 1 стандартное действие, чтобы использовать это заклинание.
-
Использование предмета (
ссылка). Стандартным действием вы можете использовать магический предмет вроде волшебной палочки или посоха, можете выпить зелье или прочитать свиток.
-
Принять защитную стойку (
ссылка). Стандартным действием можно принять защитное положение, отказавшись от атак, в пользу защиты. Это даёт бонус уклонения +4 к AC.
Действия движения-
Перемещение (
ссылка). Действием движения вы за раунд можете передвинуться на вашу полную скорость. Это могут разные виды движения - перемещение по земле, полёт (например, под действием заклинания), плавание, лазание по стене. Каждая клетка на боевой карте означает 5 футов. Таким образом при скорости персонажа 30 футов, он может действием движения преодолеть 6 клеток. При движении по диагонали первая пройденная клетка считается за одну, вторая считается за две (т. е. при скорости 30 футов, персонаж может пройти 4 клетки по диагонали).
-
Достать/убрать оружие (
ссылка). Достать оружие из ножен или спрятать его - это действие движения. Также это относится к доставанию волшебных предметов (вроде волшебных палочек), находящихся в лёгком доступе.
Однако, если базовый бонус атаки (BAB) персонажа равен и выше +1, то он может достать оружие свободным действием, совместив его с передвижением.
Аналогичным образом действие обстоит со щитами. А вот достать стрелу, арбалетный болт, снаряд для пращи - это всегда свободное действие.
-
Действия с предметами (
ссылка). Это довольно обширная категория различных действий с предметами обстановки. Например, действием движения можно открыть/закрыть дверь, передвинуть тяжёлый ящик, поднять лежащий на полу предмет, нажать на рычаг, вытащить предмет из рюкзака.
-
Подняться (
ссылка). Если вы лежали (спали или же вас сбили с ног), то подняться можно действием передвижения.
Свободные действия-
Говорить (
ссылка). Вы можете произнести несколько предложений свободным действием.
-
Бросить предмет. Вы можете бросить на пол то, что держите в данный момент в руках. Не следует путать с метанием (которое является стандартным действием).
-
Упасть на землю. Вы можете принять лежачее положение свободным действием.
Полнораундовые действия-
Полная атака (
ссылка). Одиночная атака требует стандартного действия, но если вы можете нанести несколько атак в раунд, для этого нужно использовать полнораундовое действие.
-
Сотворение заклинания (
ссылка). У некоторых заклинаний время сотворения указано как 1 round (а бывают и больше, например 1 minute). В этом случае вы должны весь раунд посвятить концентрации на сотворении заклинания. Заклинание вступает в силу перед началом вашего следующего хода. Например, заклинание Summon Monster I требует 1 round. Вы тратите 1 ход исключительно на подготовку заклинания, перед началом вашего следующего хода призванное существо появляется, после чего вы одновременно с ним действуете.
-
Бег (
ссылка). Вы можете пробежать расстояние, равное вашей 4-кратной скорости (или 3-кратной, если вы носите тяжёлые доспехи) по прямой, если используете полнораундовое действие.
-
Отступление (
ссылка). Вы можете выйти из ближнего боя, не спровоцировав атаку при возможности (об этом позже), если совершаете полнораундовое действие. В этом случае можно пройти расстояние, равное вашей двойной скорости.
-
Добивание (
ссылка). Вы можете добить беспомощного (например, спящего, парализованного, потерявшего сознание или ещё по какой-то причине совершенно не способного защищаться) соперника полнораундовым действием. Это возможно при наличии оружия ближнего боя или арбалета (но вы всё равно должны находиться рядом с противником). Вы автоматически попадаете по беспомощному врагу и проводите критический удар. Жертва, однако, может пережить добивание.
-
Атака с разбега (
ссылка). Популярный способ атаки в начале сражения, который позволяет пройти расстояние по прямой, равное двойной скорости, после чего нанести удар в ближнем бою. Бросок атаки в этом случае получает бонус +2, но AC снижается на 2 до начала вашего следующего хода. Существует много нюансов при атаке с разбегу, рекомендуется их изучить перед использованием.
Прочие действия-
5-футовый шаг (
ссылка). Это уникальное действие, которое позволяет сдвинуться в бою на одну клетку, не потратив при этом других действий. Однако
5-футовый шаг нельзя совмещать ни с каким другим передвижением (обычным движением, атакой с разбегу, бегом или отступлением). 5-футовый шаг не провоцирует никаких атак при возможности и является очень популярным способом движения в ближнем бою.
Здесь были рассмотрены основы основ. Существует ещё несколько типов действий (быстрое и мгновенное), боевые манёвры (захваты, подсечки, финт и т. д.) и тому подобное, что имеет довольно ограниченное применение, поскольку связано с применением особых способностей/заклинаний или техник/манёвров.