[Mad] Military Solutions Worldwide | ходы игроков | Эпиграф

 
DungeonMaster mad_alex
07.01.2014 16:08
  =  
— У вас там оккультный символ? — спрашивает Рэнди, щурясь.
— Простите?
— Я разбираю у вас на медальоне слово «оккультный».
— Там написано «ignoti et quasi occulti» — «неведомое и как бы скрытое», или что-то в таком духе, — говорит Енох Роот. — Это девиз общества, к которому я принадлежу. Да будет вам известно, что слово «оккультный» не обязательно связано с сатанинскими ритуалами, употреблением крови и всем таким. Это…
— Я учился на астронома, — говорит Рэнди, — и мы проходили оккультацию — затмение одного небесного тела другим.
— А. Тогда умолкаю.
— И вообще я знаю про оккультацию больше, чем вы думаете. — Это могло бы показаться бессмысленным повторением, но только при этих словах Рэнди ловит взгляд Роота и выразительно смотрит на компьютер.
Роот некоторое время переваривает информацию, потом кивает.
— А что за особа посередине? Дева Мария? — спрашивает Рэнди.
Роот, не глядя, теребит медальон.
— Резонная догадка. Хотя и ошибочная. Это Афина.
— Греческая богиня?
— Да.
— И как вы согласуете это с христианством?
— Когда я звонил вам по телефону, как вы поняли, что это я?
— Не знаю. Просто узнал вас.
— Узнали? В каком смысле? Вы не могли узнать мой голос.
— Это какой-то окольный способ ответить на мой вопрос про служение Афине и христианство?
— Вас не изумляет, что вы можете прочесть цепочку букв на экране вашего компьютера — электронное письмо от человека, которого никогда не видели, — а потом «узнать» его по телефону? Как такое получается, Рэнди?
— Представления не имею. Мозг выполняет какую-то хитрую…
— Многие жалуются, что электронная переписка безлична, наши с вами отношения происходили посредством проводов и экранов. Некоторые говорят, это не сравнить с настоящим живым разговором. Однако мы видим посредством роговицы, сетчатки, оптических нервов и каких-то штучек-дрючек, которые берут изображение с оптического нерва и проецируют в мозг. Неужели слово на экране настолько хуже? Думаю, нет, по крайней мере в этом случае осознаешь искажение. А вот глядя на человека глазами, вы забываете про искажение и думаете, будто воспринимаете его непосредственно.
— И как же, по-вашему, я вас узнал?
— Я считаю, что у вас в голове есть некая последовательность нейронных связей, которой не было до нашего обмена электронной почтой. Образ Еноха Роота. Это не я. Я — большой комок углерода, кислорода и чего там еще на соседней с вами койке. Образ Роота, напротив, это ваше представление обо мне, которое вы будете носить в мозгу до конца жизни, если с вами не случится, скажем, инсульта. Другими словами, в ваших мыслях обо мне фигурирует не большой комок углерода, а образ Роота. Возможно, когда-нибудь вы выйдете из тюрьмы и встретите человека, который скажет «Знаете, я был как-то на Филиппинах и встретил старого пердуна, который начал толковать про образ Роота». Обменявшись впечатлениями, вы сможете уверенно установить, что образ Роота в вашем мозгу и образ Роота в его мозгу порождены одним и тем же комком углерода, то есть мной.
— И все это имеет какое-то отношение к Афине?
— Если думать о греческих богах как о реальных сверхъестественных существах, обитавших на горе Олимп, то нет. Однако если считать, что они относятся к той же категории сущностей, что и образ Роота, то есть представляют собой последовательности нейронных связей, отвечающие чему-то увиденному во внешнем мире, то да. Оказывается, что греческие боги могут быть такими же интересными и значительными, как настоящие люди. Почему? Как вы можете встретить человека, носящего в голове образ Роота, так и при гипотетической встрече с древним эллином, заговори он о Зевсе, вы могли бы обнаружить (преодолев ощущение превосходства), что и у вас в голове есть некое представление — хотя вы не зовете его Зевсом и не думаете о нем как о косматом сыне титана, мечущем громы и молнии, — порожденное теми же сущностями реального мира, которые создали образ Зевса в мозгу древнего эллина. И здесь уместно вспомнить о Платоновской пещере, этой чудо-овощерезке метафор — стругает и кубиками, и соломкой!
— В которую, — говорит Рэнди, — отбрасывают тени настоящие сущности реального мира, трехмерные и неподдельные, а мы с древнегреческим чуваком — прикованные узники и видим эти тени на стене, только форма стены передо мной не такая, как перед древним…
— …и тень, проецируемая на вашу стену, принимает иную форму, чем на его стене, где форма стены соответствует, скажем, вашему современному научному взгляду и его языческому.
— Да. Это Платоновская пещера.
В этот самый миг какой-то ленивый охранник щелкает в коридоре выключателем, и все погружается во тьму. Камеры теперь освещает только скринсейвер у Рэнди на экране — изображение сталкивающихся галактик.
— Думаю, можно предположить, что стена перед вами, Рэнди, гораздо ровнее и глаже, то есть тени на ней гораздо точнее, и все же понятно, что грек видит те же тени и может вывести какие-то полезные заключения о форме вещей, которые их отбрасывают.
— Хорошо. Значит, Афина у вас на медальоне не сверхъестественное существо…
— …живущее на горе Олимп в Греции и так далее, а некая сущность, явление, тенденция, которую древние греки увидели и, пропустив через свои языческие взгляды и механизмы восприятия, назвали Афиной. Различие принципиально, поскольку Афина как сверхъестественная баба в шлеме, разумеется, никогда не существовала, но «Афина» как внешний генератор внутреннего образа, который греки назвали Афиной, существовала, иначе не было бы и самого образа. А если она существовала тогда, то скорее всего существует и теперь, и соображения эллинов (а они, при всей своей тупости в некоторых вопросах, были на удивление головастые ребята) по ее поводу не утратили своей ценности.
— Хорошо, но почему Афина, а не Деметра или кто-нибудь еще?
— Избитая истина: человека не поймешь, не познакомясь с его семьей, так что придется быстренько пробежаться по греческой теогонии. Начнем с Хаоса, с которого начинаются все теогонии. Я склонен думать о нем как об океане белого шума — абсолютно случайной статике. По причинам, которых мы толком не понимаем, из него сгустились некоторые полярности: День, Ночь, Тьма, Свет, Земля, Море. Мне они представляются резонаторами, принимающими определенный канал, скрытый в статике Хаоса. В какой-то момент от кровосмесительных соитий между этими сущностями рождаются титаны. Интересно отметить, что титаны составляют полный комплект основных божеств: есть солнечный бог, Гиперион, бог океана — Океан так далее. Всех их низвергают в ходе заварушки, называемой Титаномахия, и заменяют такими богами, как Аполлон и Посейдон, которые в конечном счете занимают те же места в организационной структуре. И это безусловно занятно, поскольку согласуется с моей идеей, что некие сущности или тенденции сохраняются в времени, но отбрасывают для разных людей несколько различные тени. Так или иначе, теперь мы имеем привычных олимпийских богов: Зевса, Геру и всех прочих.
Два основных замечания: все они, за одним исключением, до которого я еще доберусь, рождаются от спаривания между титаном и титанессой, богом и богиней, богом и нимфой, богом и женщиной, а чаще всего — Зевсом и кого он в тот конкретный день трахнул. Что приводит ко второму замечанию: олимпийцы — самая скандальная и непотребная семейка, какую только можно вообразить. И все же что-то в пестрой асимметрии этого пантеона придает ему правдоподобие. Подобно таблице Менделеева, генеалогическому древу элементарных частиц или просто любому скелету, извлеченному из трупа, он достаточно упорядочен, чтобы дать пищу разуму, и при этом достаточно случаен, что указывает на некую органичность. Например, есть бог Солнца и богиня Луны — все четко и симметрично, а есть Гера, единственная функция которой — мотать всем нервы, и есть Дионис, который даже и не полноценный бог, а наполовину человек, но все равно должен быть в пантеоне и сидеть на Олимпе с богами, как если бы в Верховном суде заседал комик.
Теперь я подбираюсь к тому, что Афина исключительна во всех отношениях. Для начала она появляется не в ходе полового размножения как такового, а выходит во всеоружии из головы Зевса. По некоторым версиям это случилось после того, как Зевс трахнул Метиду, или Метис, о которой мы еще в свое время услышим. Потом ему нашептали, что сын Метиды лишит власти отца, и Зевс ее проглотил. Тогда из его головы и вышла Афина. Верите вы в эту историю или нет, думаю, мы согласимся, что в рождении Афины есть некая странность. Кроме того, она исключительна тем, что не принимает участия в олимпийском непотребстве. Она — дева.
— Я же сказал, что на вашем медальоне дева.
— Да, Рэнди, на дев у вас глаз наметанный. Гефест когда-то кончил на ней, но не внутри, а снаружи. Она играет важную роль в «Одиссее», однако мифов как таковых, в которых она участвует, не так много. Единственное исключение подтверждает правило: миф об Арахне. Арахна замечательно ткала, но возгордилась и, вместо того чтобы благодарить богов за свой талант, приписала его собственным заслугам. Она дошла до того, что бросила вызов Афине, которая была, помимо прочего, еще и богиней ткачества.
Не забывайте, что типичный греческий миф развивается примерно так: некий пастушок пасет себе овечек, пролетающий бог видит мальчонку, возбуждается, спускается и насилует его; пока тот ошалело хлопает глазами, жена или возлюбленная бога в припадке ревности превращает его — беспомощную, невинную жертву — в, скажем, бессмертную черепаху, приковывает к листу фанеры на расстоянии чуть больше вытянутой шеи от мисочки черепашьего корма и оставляет на солнце, где ему ежедневно будут выедать внутренности бродячие муравьи, и все такое прочее. Если бы Арахна покатила бочку на кого-нибудь еще в пантеоне, от нее бы мигом осталось мокрое место.
Однако Афина явилась к ней в образе старухи и посоветовала проявить должное смирение. Арахна отказалась. Тогда Афина приняла свое истинное обличье и предложила Арахне состязание, что, согласитесь, было с ее стороны большой добротой. Занятно, что состязание закончилось вничью — Арахна ткала ничуть не хуже Афины! Только изобразила она олимпийцев в худших их проявлениях — трахающими все, что движется. Ее творение просто и буквально изобразило другие мифы, что делает его некоего рода метамифом. Афина вспылила и ударила Арахну челноком — довольно скромное проявление гнева, учитывая, что во время войны с гигантами она пришибла Энкелада Сицилией! В итоге Арахна осознала свою гордыню и от стыда повесилась. Афина вернула ее к жизни в обличье паука.
В школе вы, наверное, проходили, что Афина носила шлем, щит под названием Эгида и была богиней войны и мудрости, а также ремесел, в частности, вышеупомянутого ткачества. Сочетание странное, если не сказать больше. Особенно учитывая, что войной вроде бы заведовал Арес, а домашним хозяйством — Гестия. Но многое теряется в переводе. Ту мудрость, которую мы ассоциируем со старыми пердунами вроде меня и которую я пытаюсь передать вам, Рэнди Уотерхауз, греки называли дике . Ее богиней Афина не была! Она была богиней метис , что означает хитроумие или искусность. Как вы помните, так звали мать Афины в одной из версий истории. Интересно, что именно Метис (персонаж, а не качество) дала Зевсу зелье, под действием которого Кронос изрыгнул проглоченных новорожденных богов, в результате чего началась Титаномахия. Так что связь с ремеслами становится очевидной — ремесла просто практическое применение метис .
— У меня ремесла ассоциируются с изготовлением пепельниц и плетением ремешков в летнем лагере, — говорит Рэнди. — В смысле, кому на хрен надо быть богиней макраме?
— Плохой перевод. Сейчас в этом значении мы употребили бы слово «технология».
— Ясно. К чему-то подбираемся.
— Вместо того чтобы звать Афину богиней войны, мудрости и макраме, мы бы говорили «войны и технологии». И тут снова возникает проблема спорной юрисдикции, потому что за войну вроде бы отвечает Арес. Вот уж настоящий гад! Его личные помощники — Страх, Ужас и, иногда, Вражда. Он вечно в контрах с Афиной, хотя (а может, и потому что) номинально они бог и богиня одного и того же — войны. Геракл, один из земных протеже Афины, дважды ранит Ареса, а один раз даже обезоруживает! Самое потрясающее в Аресе — его полная некомпетентность. Два гиганта сковывают его и на тринадцать месяцев заключают в бронзовый сосуд. В «Илиаде» его ранит один из пьяных дружков Одиссея. Афина как-то заезжает ему камнем. Когда он не позорится в бою, то трахает всех женщин, до которых может дотянуться, а в итоге все его сыновья — те, кого мы сейчас назвали бы маньяками. Для меня совершенно ясно, что Арес был именно богом войны — сущности, легко узнаваемой всеми, кто когда-либо воевал и знает, какая это тупая и гнусная штука.
В то же время Афина покровительствует Одиссею, который, не будем забывать, придумал троянского коня. Афина руководит и Одиссеем, и Гераклом; оба они крепкие ребята, но чаше побеждают с помощью хитрости или (без такого негативного оттенка) — метис . И хотя обоим лучше было под горячую руку не попадаться (Одиссей любил называть себя «разрушителем городов»), ясно, что они противостоят бессмысленному, яростному насилию, ассоциируемому с Аресом и его детками. Геракл лично избавил мир от некоторого количества этих психопатов. Дело не вполне ясное — нельзя прийти в Фивский окружной архив и посмотреть свидетельства о смерти, — но похоже, что Геракл, при поддержке Афины, замочил по меньшей мере половину людоедских отпрысков Ареса.
Так что же мы имеем в виду, называя Афину богиней войны? Заметьте, ее знаменитое оружие — не меч, но щит Эгида с головой Горгоны, и всякий, нападающий на нее, рискует обратиться в камень. Афину всегда описывают спокойной и величавой, в отношении Ареса таких эпитетов не употребляют.
— Не знаю, Енох. Может быть, завоевательные и оборонительные войны?
— Различие преувеличено. Помните, я говорил, что Гефест кончил на Афине?
— У меня в сознании запечатлелся четкий мысленный образ.
— Афина и Гефест — интересная парочка, поскольку он — другой бог технологии. Его специальность — металлы, металлургия, огонь, короче, добрый старый Железный Век. Неудивительно, что он запал на Афину. После того как все произошло, она брезгливо вытерлась и бросила тряпку на землю, в результате взаимодействия с которой появился Эрихтоний. Вы знаете, кто это был?
— Нет.
— Один из первых аттических царей. Знаете, чем он знаменит?
— Расскажите.
— Он изобрел колесницу — и ввел серебро в качестве платежного средства.
— Господи! — Рэнди сжимает голову руками и тихонько стонет.
— Во многих религиях есть божества, которых мы вправе сопоставить с Афиной. У шумеров был Энки, у скандинавов — Локи. Локи — бог-изобретатель, хотя психологически он ближе к Аресу, бог не только технологии, но и зла, тогдашняя ближайшая параллель к дьяволу. У американских индейцев были трикстеры — хитрецы вроде Ворона и Койота, однако не было технологии, поэтому они не соединили Хитреца и Ремесла в гибридного бога-технолога.
— Хорошо, — говорит Рэнди, — очевидно, вы подводите к тому, что есть некие закономерные явления, которые, пройдя через восприятие и мышление примитивных, суеверных людей, всегда создавали мысленные образы, идентифицируемые ими в качестве богов, героев и тому подобного.
— Да. И можно опознать их в другой культуре, как два человека, носящие в мозгу образ Роота, могут узнать меня, если обменяются впечатлениями.
— Значит, Енох, вы пытаетесь меня убедить, что боги — которые вовсе не боги, но слово удачное — сходны потому, что внешняя реальность, их породившая, постоянна и универсальна вне зависимости от культуры.
— Да. В случае трикстеров закономерность та, что хитрые люди достигают власти чаше, чем простодушные. И все цивилизации глубоко это переживали. Некоторые, скажем многие американские индейцы, считали, что это здорово, но никак не связывали с технологией. Другие, например викинги, ненавидели эту тенденцию и отождествляли ее с дьяволом.
— Отсюда странная любовь-ненависть Америки к хакерам.
— Верно.
— Компьютерщики ругают журналистов, которые создали демонический образ хакера. Но вы полагаете, что это двоякое отношение имеет более глубокие корни.
— В некоторых культурах. Викинги — судя по их мифологии — ненавидели бы хакеров. Иное дело греки. Те своих умников любили. Отсюда Афина.
— Принято. Почему же тогда она богиня войны?
— Давайте смотреть правде в лицо, Рэнди: мы все знаем таких, как Арес. Тот тип человеческого поведения, который породил у эллинов мысленный образ по имени Арес, существует по сей день в форме терроризма, стихийных беспорядков, погромов и мелких фюреров, которые много о себе мнят, но на самом деле ничего не смыслят в современной войне. При всей своей тупости и некомпетентности такие люди, если их не останавливать, способны захватить большие куски планеты.
— Вам надо познакомиться с моим другом Ави.
— Кто будет с ними бороться, Рэнди?
— Боюсь, вы сейчас скажете «мы».
— Иногда это могут быть другие аресопоклонники, как в войне Ирана и Ирака, когда всем было глубоко плевать, кто победит. Но чтобы аресопоклонники не захватили весь мир, с ними надо воевать. Неприятно, но факт: цивилизации нужна Эгида. И единственный способ побороть гадов — это ум. Хитрость. Метис.
— Тактическая хитрость, как троянский конь Одиссея, или…
— И это, и технология. Время от времени почти равное противостояние разрешается за счет технологического прорыва — вроде длинных луков при Креси. На протяжении большей части истории такое случалось раз в несколько столетий — изобретение колесницы, составного лука, пороха, броненосцев. Но что-то изменилось примерно об ту пору, когда «Монитор», который северяне считали единственным броненосцем в мире, случайно наткнулся на «Мерримэк», о котором южане думали то же самое, и они несколько часов колошматили друг друга без всякого толка. Этот пример не хуже других иллюстрирует зримый рывок в военной технологии — момент, когда экспонента круто пошла вверх. Консервативной военной машине обычно требуются десятилетия, чтобы осознать происходящее, но к началу Второй мировой все, кроме полных дебилов, поняли, что победит тот у кого лучше технология. Так что на стороне немцев мы имеем реактивные самолеты, нервно-паралитический газ и ракеты с электродистанционной системой наведения. А на стороне союзников три огромных достижения, ради которых пришлось собрать вместе всех самых головастых парней: криптография, из которой, как вам известно, выросли ЭВМ, проект «Манхэттен», давший нам ядерное оружие, и «Радиэшен Лэб», благодаря которой мы получили современную электронную промышленность. Знаете, почему мы выиграли Вторую мировую войну, Рэнди?
— Вы вроде только что объяснили.
— Потому что наша техника была лучше?
— Разве вы не то же перед этим сказали?
— Но почему наша техника была лучше, Рэнди?
— Думаю, мне слабо ответить. Я недостаточно хорошо знаю этот период.
— Краткий ответ таков: потому что немцы поклонялись Аресу, а мы — Афине.
— Должен ли я понимать, что вы или ваша организация имеете к этому какое-то отношение?
— Ой, Рэнди! Давайте не будем скатываться на теорию заговора.
— Простите. Я устал.
— Я тоже. Спокойной ночи.
И Енох Роот засыпает. В одно мгновение.
Рэнди — нет.

Нил Стивенсон, "Криптономикон", 1999
Отредактировано 07.01.2014 в 16:12
1

DungeonMaster mad_alex
07.01.2014 17:08
  =  
Все это знают, но никто открыто об этом не говорит, что по сути своей война — это здорово. Когда жизнеспособности Римской Империи уже ничего не угрожало, то придумали занятие для развлечения идиотов. Придумали гладиаторов. Нагнали на арену молодых парней и заставили их сражаться друг с другом самыми разными весёлыми способами. Тут тебе и сети, и трезубцы, и стенка на стенку, и связанные вместе парочки, и рабы, и звери и прочие прикольные штуки.

Идиотам это нравилось, женщины были в восторге, прибыли зашкаливали. Арена в каждом городе. Развились целые индустрии поддержки действа — оружейники, врачи, промоутеры, букмекеры, общепит и т.п. Гладиаторы? Те, кто был плох в своём деле, те долго не жили. А те, кто был искусен, уверен, получали удовольствие от своих занятий, как и любой профессиональный спортсмен. Так или иначе, это лучше, чем подыхать на соляных копях.

У США не было никаких серьезных угроз со времен победы в Холодной Войне. Да и во Второй Мировой то не то чтобы была какая-то критичная для нас опасность. Мы — приматы, мы - супер-шимпанзе, которые эволюционировали в окружении постоянной опасности, а теперь мы лишены этой среды. Мы живем в таком покое, которому никогда не было равных в нашей истории. И вот посреди наших офисных загончиков, во время часов и часов, проведенных в дороге на работу, и на вечернем домашнем диванчике мы заскучали.

Но нам повезло. Индустрия развлечений для идиотов развивалась всё это время. Теперь наши гладиаторы носят ACU и MARPAT и воюют с варварами уже в их городах, пустынях и горах. Теперь арена — это целые страны на краю мира. Теперь не надо толпиться с такими же придурками в Колизее, чобы поглазеть на бойню, развлечение теперь подают прямо на домашнюю плазму. CNN, Fox News, фильмы, видеоигры — все кормятся с новых арен.

В зависимости от индивидуальных пожеланий и бабла можно подобрать себе различный уровень погружения и присутствия на арене: от полетов на вертолетах в горячие точки до инструктажа высокопоставленных гладиаторов, можно писать эпические статьи или наблюдать реализацию своих аналитических рекомендаций. Вот это называется настоящее «вовлечение аудитории»!

Огромные индустрии кормятся с этого спорта. Оружие, крепости в пустынях, топливо и еда, бронемашины — всё для арены! Каждый год новая модель! Да одна лишь индустрия военных наклеек на бамперы машин приносит миллионы прибыли. А ещё медицина!

А если у вас более утонченная женская натура? Хочется не крови, а чего-то такого, что греет сердечко? Не проблема. Как и во времена Римской Империи бои гладиаторов перемежались музыкальными и танцевальными выступлениями, так и сейчас есть NGO и государственные агентства, и вы можете копать варварам колодцы, строить школы и учить их детей читать, и чувствовать себя окутанным этаким приятным светом добрых дел. Красота!

Но природа человека такова, что всё время наблюдать, как твоя команда надирает задниц варварам, тоже становится скучно. Поэтому требуется разнообразие. Как раньше в Риме гладиаторам придумывали всякие искусственные ограничения для боя, связывали конечности, так и теперь отправляют на войну женщин, геев, сковывают боевые действия «правилами ведения боя» и так далее. Всё для того, чтобы разнообразить монотонность и добавить перчику.

Никто не хочет, чтобы вечеринка закончилась. Билеты проданы и деньги текут рекой. На этой неделе, ура-ура, «племена Бронзового Века с калашам против гладиаторов с JDAM. На следующей неделе наши герои разобьются на мелкие группы и будут биться бок о бок с перешедшими на нашу сторону варварами! Ура!

А что же сами гладиаторы? Ну, у нас есть всё наше общество, чтобы встречать их с восхищением и окружать заботой и поддержкой. Это надо быть совсем дремучим редким коммунякой, чтобы не поддерживать наши войска.

Война — это весело. Как только достигаешь определенного уровня подготовки, даже игра в разные оружейные железяки и тестирование на полигоне супер-современных образцов, не говоря уже о поле боя, — это весело. Конечно, можно стать инвалидом, но это и есть вся суть игры и шансы стать одноногим реально на самом деле не так уж и велики. На войне ты служишь с отличными парнями, кто достаточно безумен и храбр, чтобы принимать участие в этой игре, и это чувство товарищества дорогого стоит. Если подбить общий баланс веселухи и угроз, то всё равно выходит лучше, чем гнить в офисном аду.

А если проведешь достаточно времени на арене, то можешь стать уже руководителем звена повыше, двигать бумажки, или даже будучи никем после увольнения получить наклейку на бампер машины или значок с благодарностью от общества за службу, иногда получать бесплатно пиво от идиотов в баре по этой же причине, девочки будут впечатлены твоей службой, и даже может быть о тебе в итоге снимут фильм.

Но если тебя всё равно это не держит на плаву и где-то глубоко внутри гложет какое-то чувство пустоты, то с тобой что-то не так. Поэтому, когда в следующий раз тебя опять поблагодарят за службу, скажи им спасибо, что они смотрят это шоу, и скажи, чтобы включили шоу снова. В это же время на следующей неделе.

Монолог, приписываемый бывшему американскому солдату, ныне бойцу ЧВК в Афганистане, 2010е
2

Партия: 

Добавить сообщение

Нельзя добавлять сообщения в неактивной игре.