Дикие Земли
В Диких Землях (иначе Дикоземье), лежащих к западу от королевства Кош, обитают многочисленные племена варваров и дикарей, и там же расположены несколько псевдогосударственных образований, которые можно с натяжкой определить как цивилизованные, хоть это и совсем не та цивилизация, к которой мы с вами привыкли. Расскажем о них по порядку.
Рой
Наиболее цивилизованным в привычном нам понимании является лежащий на северо-западе от наших границ Рой. Рой - это и название государства, и обозначение способа жизни его обитателей, которые живут не отдельными семьями, а целым роем. Что и неудивительно, ведь Рой населяют насекомичи, в основном живущие целыми колониями. Конечно, среди них встречаются и народы, предпочитающие одиночное существование или жизнь в кругу семьи, но всё же внутреннее государственное устройство Рой перенял от таких общественных насекомых, как пчёлы и муравьи. Как следствие, у них прижилась матриархальная форма правления и правит Роем Матриарх, не имеющая имени (отказывающаяся от него при короновании). Матриарх - это всегда матка народа пчеличей, одного из самых многочисленных среди насекомичей.
Рой - государство с железной дисциплиной и чётким распределением общественных ролей между жителями. Все они разделяются на касты сообразно своим ролям в обществе: высшая знать (исключительно принцессы, из которых позже выйдет новая королева-Матриарх), просто знать (сюда входит здешнее «правительство», преимущественно пчеличи и муравичи, в том числе к знати относится королева муравичей), рыцари, стражи, простые солдаты, рабочие, которые делятся на строителей, производителей потомства и другие подкасты. Мы не знаем досконально всех каст и их уровней вложенности, приведённые выше даны для примера.
Рой мы называем зачаточно-цивилизованным государством, поскольку насекомичи научились перенимать чужие технологии производства и у них достаточно высокий уровень жизни. Они строят фабрики и заводы по изготовлению всего необходимого, что им нужно для жизни. Славен Рой своими фабриками по производству манахранителей (или манакумуляторов) - своего рода перезаряжаемых артефактов, способных на протяжении долгого времени хранить в себе ману, которую могут использовать маги и даже не-маги, применяющие магические изделия. Вы наверняка не раз перезаряжали свои манахранители - но, увы, те, что производятся в Кош, весьма ограничены сроком годности и объёмом хранимой маны. Рой же имеет доступ к волшебной пыльце, которую нам достать очень трудно. На их фабриках в качестве рабов трудятся пыльценосные существа вроде цветичей, захваченные в набегах на Землю Фей. Рой вообще постоянно нуждается в новой рабочей силе, поэтому предпочитает противников не уничтожать, а захватывать в рабство.
С давних времён Рой являлся врагом Империи, и это не меняется по сей день. Это счастье, что наши маги научились возводить мощные магические барьеры, которые и сдерживают натиск насекомичей на границе с Кош. Если раньше Рой не обладал достаточной магической мощью, чтобы нас завоевать, то с открытием Земли Фей и обитающих там племён, вырабатывающих волшебную пыльцу (ману в чистом виде), и с постройкой манафабрик насекомичи стали для нас опасны как никогда ранее. В последние годы их атаки становятся всё более агрессивными, и барьеры приходится поддерживать силами множества магов, для чего близ границ даже были возведены поселения, населённые сплошь магами-пограничниками.
Варвары
Южнее Роя, к западу и юго-западу от Кош, живут неисчислимые варварские племена и народности. Никто их, конечно, не пересчитывал, но, судя по размерам войска Орды, регулярно нападающего на границы королевства, общая численность варваров может на несколько порядков превышать население Кош. И при этом они не имеют общей государственности, живут разрозненными поселениями. В этих землях правит извечный варварский закон: прав тот, кто сильнее. Иногда часть поселений объединяется в группу под предводительством какого-нибудь вождя, достаточно сильного, чтобы сплотить вокруг себя несколько племён. Но такие «княжества» (их вождей мы называем князьками) живут очень недолго - до следующего столкновения с более многочисленным или более хитрым противником.
Тем удивительнее, что значительная часть варваров сумела сплотиться в единую Орду, и всё ради единственной цели - завоевания нашего королевства. Этим дикарям не даёт покоя наше могущество, они хотят присвоить себе наши достижения цивилизации и сделать нас своими рабами, чтобы за наш счёт пожить некоторое время в достатке, пока их варварская империя не падёт, раздираемая внутренними междоусобицами. Такое в нашей истории уже было один раз и послужило причиной разделения Империи на Кош и Лисляндию. Повторения этого мы не хотим и рьяно оберегаем свои границы.
Сама по себе Орда - это не государство, а военный союз огромного множества разрозненных кланов, племён, поселений и отдельных «княжеств», подчиняющийся царю - общему вождю, которого варвары избирают из числа сильнейших князьков. Как именно избирается царь, мы точно не знаем. Более того, нам неизвестно, кто в данное время руководит Ордой, но чувствуется его сильная рука и незаурядный для варвара ум - нападения Орды стали в последнее время частыми и в действиях их армий прослеживаются тактические схемы, пока что успешно вскрываемые нашей обороной.
Среди варваров встречаются все возможные народы зверичей, включая даже дикие племена кошичей и пёсичей. Цивилизованного зверича от дикаря отличить просто. В первую очередь это его внешность, начиная от количества шерсти и иных звериных атрибутов на теле и заканчивая одеждой - большинство варваров отдаёт предпочтение шкурам и мехам, хотя встречаются и достаточно качественные рукотворные наряды, почти не уступающие изготовленным на наших фабриках, а войска используют весьма неплохие доспехи и оружие. Но главные отличия зверича цивилизованного - это знания, коих нет у варваров. Варвары не учатся в школах, не получают надлежащее образование, мало кто из них знает о существовании других планет и звёздных систем, для них звёзды - это просто небесные огоньки, светящие по ночам.
Вся территория Диких Земель поделена на условные географические зоны. Отдельно обособлены земли Роя - стоит понимать, что насекомичи с варварами не дружат и между ними также нередки войны, и в рабство Рой забирает одинаково как цивилов, так и варваров. Общее у них только то, что и те, и те воюют с Кош, но случаев военного союза между Ордой и Роем, хвала Хранителям, пока ещё не было замечено.
К югу от Роя лежит огромная территория Диких Степей - сердце Дикоземья. Именно здесь живёт больше всего варварских племён, так как эти земли достаточно плодородны и в них много рек и озёр. Ещё южнее расположены Дикие Леса (Диколесье) - тоже часть Диких Земель. Это места обитания наиболее хищных и опасных варваров, самых диких племён из всех - преобладают племена слоничей, носорожичей, крокодиличей, тигричей, леопардичей.
Между Диколесьем и южным побережьем находится Пёсичья Зона, стоящая отдельного упоминания. Это территория, ограниченная искусственно возведённой стеной, куда лисляндцы вот уже на протяжении не одной сотни лет вывозят изгоев и преступников, не способных к жизни в цивилизованном обществе Лисляндии. Прежде пёсичами там были выстроены рудники и шахты по добыче полезных ископаемых, но они давно заброшены. Нам мало что известно о Зоне, последние наблюдения показывают, что там со временем успело сложиться достаточно цивилизованное общество. Смею предполагать, что потомки первых ссыльных всё же не скатились до уровня дикарей и приспособились к жизни в условиях, когда блага цивилизации недоступны. Лисляндия продолжает ссылку преступников в Зону и по сей день, также регулярно снабжает ссыльных продуктами, медикаментами и одеждой.
Религия и спутники
Религиозный аспект жизни много значит для зверичей - и может, вера у варваров даже более сильна, нежели у цивилов, особенно в больших городах, где связь с природой не очень велика и мы почти не ощущаем влияние на нашу жизнь нашего духа-хранителя.
Ключевым аспектом нашей религии является неоспоримое существование духов-зверей, которые после смерти всегда перерождаются в новом теле и таким образом являются бессмертными сущностями. Мы называем их нашими духами-хранителями (иначе душами), они нам покровительствуют в жизни и даруют связь с нашими младшими братьями, часть звериных черт которых наш дух заимствовал у них.
Считается, что изначально все духи имели форму младших, но потом стали воплощаться в старших, дабы развиваться дальше - тела младших были плохо приспособлены для развития, а духам наскучило жить единообразно, и они решили сделать что-то новое. У некоторых народов есть также мифы о том, что якобы разразилась война между духами и для победы в ней духи обрели новую, совершенную форму. Иными словами, стали такими, какими мы есть сейчас.
Самые первые духи, называемые Первопредками, являются высшими бессмертными сущностями, покинувшими цепочку перерождений и оберегающими весь род зверичей, за что и прозваны Хранителями. Это наши боги, существование которых подвергается сомнениям только у малообразованных варваров. Их Явлению среди нас будет посвящена отдельная глава этой книги, где будет рассказана подробно история нашего королевства.
Что касается связи с младшими, то любой зверич способен мысленно общаться с младшим братом своего народа и близких народов, то есть кошичи способны говорить не только с котами, но и со львами, и с тиграми, а лисичи - с шакалами и гиенами. Также любой зверич может стать кошатником, лисятником и т.д., собирая рядом с собой младших зверей, называемых спутниками (иначе фамильяры или компаньоны). Обычно этим занимаются маги или чаще жрецы, у варваров - шаманы (говорящие с духами), но любой, у кого есть желание, может обзавестись личными спутниками. Их число ограничено только желанием и возможностями хозяина-старшего, отношения между ними варьируются от дружеских до хозяйско-покровительственных и даже рабовладельческих у некоторых дикарей. Наибольшее количество спутников в истории замечено у живущих на Небесной Земле вороничей, шаманов которых могут сопровождать целые вороньи стаи, и у насекомичей - один пчелич может «говорить» с пчелиным роем из тысяч особей.