Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3631)
- Общий (17587)
- Игровые системы (6144)
- Набор игроков/поиск мастера (40954)
- Котёл идей (4059)
- Конкурсы (14133)
- Под столом (20330)
- Улучшение сайта (11096)
- Ошибки (4321)
- Новости проекта (13754)
- Неролевые игры (11564)

Конкурс №15: «Воспоминания одного дня»

12
Поздно пьём боржоми... или комментарий "на посошок" от Фионы

Рассказ силен своей правдивостью и болезненной искренностью.
Так бывает. Так или иначе, мы сталкиваемся с горем, с потерей близких и часто виним себя. Или оправдываем. Или виним их, ушедших.
Иногда это справедливо, иногда – способ справиться с бедой.
Тут нет и не может быть советов, правильных для всех. Понять, принять и отпустить тоже бывает непросто.
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 12.09.2022 19:54 21

Друзья! Я очень благодарен Вам за Ваши комментарии и замечания. Я многое для себя из них почерпнул.

В первую очередь хочу сказать, как довольно тщеславный человек, конечно, я хотел выиграть в конкурсе и писал рассказ не только для себя, но и для читателей. Мозгом я понимал, что с первого раза и с «первой пробы пера» у меня, скорее всего, не получится это сделать. Да и формат рассказа, как я убедился, совсем не подходит для развлекательного форума. Но моя тщеславная душонка надеялась на это – не зря же я его выложил на конкурс.

Тем не менее, других очень важных для меня причин написания и опубликования данного рассказа было несколько. В своем ответном комментарии я буду перемешивать их с Вашими комментариями как пойдет.

Во-первых, одной из причин, почему я написал этот рассказ – это была необходимость «выплеснуть» из головы на бумагу все эти воспоминания и размышления, чтобы они не забивали мне голову.

Идея сделать это пришла одновременно с тем, как я подумал, о чем же написать рассказ. Так как это мой первый рассказ, я решил и начать с того, что уже есть у меня в голове, и о чем я могу написать, как минимум закончено и достоверно. Хоть и понимал, что это, наверное, не совсем формат.

Как показали комментарии, я не смог до конца правильно изложить свои мысли по нескольким причинам:

1. Сам дурак. Недообъяснил, недорассказал и неправильно описал. Вот, например, комментарий WarCat «Однако, за пропаганду и оправдание суицида можно сесть на бутылку».

Герой, от чьего имени ведется повествование, ни в коем случае не пропагандирует и не оправдывает суицид. Он его противник, так как это приносит родным и близким только боль и горе, да еще и вешает на них тяжелое чувство вины, от которого не каждый может избавиться. В данном рассказе герой ищет путь, как не повесить на себя это чувство. И ему это даже возможно удается, в том числе из-за того, что он уже на этот момент взрослый человек, у которого есть уже своя семья, который всё это сумел переварить. Но всё равно чувство вины остается где-то маячить в глубине сознания.

И тут я немного не соглашусь с Akkarin, так как в рассказе описаны как раз попытки отпустить, и это больше задумывалось как помощь читателю не самобичевать себя, а найти свой личный способ отпустить через призму переживаний главного героя. И депрессивность с безрадостностью должна быть вытеснена светом и теплом. Типа у каждого есть выбор винить себя или нет. Хотя, конечно, по моей задумке, пройтись через это вместе с главным героем придется. Ну и лично для Аккарина: «Про ведьмаков в играх и так пишу =) а тут хотелось что-то серьезное попробовать. Но я, конечно, учту пожелания».

В этом плане, очень хорошо поняла этот момент Франческо Донна. Но тут вступает второй пункт.

2. Из-за ограничений по количеству знаков и также по причине п.1 я не смог толком раскрыть характер самоубийцы. Я даже начал рассказ сначала: «Это был очень необычный человек», но потом затёр, так как кто поверит мне на слово, собственно?

Франческо Донна пишет: «вот представлять в качестве свободы жизнь человека, который не сделал фактически ничего - для меня крайне спорное утверждение». Вопрос в том, что подразумевается под «ничего». На самом деле самоубийца сделал в плане интеллектуального, физического и духовного воспитания своих детей очень много. В плане материального и вправду очень мало. Просто не получилось правильно и коротко описать, чтобы влезло. Там была сноска благодарности за всё, что сделано для детей, но этого было мало для понимания, согласен.

В плане раба своей идеи о свободе согласен – здесь было понято. Человек жил для себя. Но тут тоже не совсем получилось донести мысль по аналогии с комментарием Кота. Хотелось показать, что есть надежда, что самоубийство именно для самоубийцы не являлось жестом отчаяния, а являлось чем-то нормальным. Он был возможно психически больной и со своими идеями чуждым для общества. То есть для него это логичное продолжение пути, как нирвана для буддистов. Это и является той ниточкой, за которую цепляется герой, чтобы не чувствовать вины. Сам он конечно тоже слишком жизнелюбив, чтобы прийти к такому + является противником по вышеуказанным причинам. Вот здесь, кстати, стоило, наверное, внести в текст ремарку про жизнелюбие, чтобы рассказ не обесценивал жизнь.

Следующий пункт – это причина написания в простом и, как говорят в «бедном» и «бледном», формате. Сразу скажу – так написано специально. Мне показалось, что когда человек переживает такое потрясение, то текст от первого лица не может быть сложным. Не может быть описания живописных пейзажей, вычурных словесов и даже запахов. Запахи были исключены особенно специально. Это должно быть как череда урывков, фотографий с фокусом на объектах, отпечатавшихся в памяти героя. Причем зачастую на картинке четкой является лишь какая-то деталь, остальное либо размыто либо находится в тени. Плюс идет описание мизансцен в каждой из комнат, так это первое, что видит герой, заходя в ту или иную комнату, и на фоне эмоций это особенно сильно врезается в память. Только картинки, собственные мысли и слова близких, которые дотянулись до растревоженной души. Вот и всё, что остается у героя в воспоминаниях об этом дне, но постоянно поднимается наружу. Этим, в том числе, и обуславливаются переходы, как бы пропускающие часть событий. В этом вопросе я бы хотел даже поспорить с критиками, так как считаю, что такое написание максимально подходит для данного рассказа и должно цеплять. Но, как я вижу, не зацепило. Точнее зацепило не всех, а, как мне показалось, только тех, кто уже сталкивался с потерей близких, а это сужает целевую аудиторию где-то в два раза. А это уже не есть хорошо.

Этот прием на самом деле очень хорошо понял Азур, но и комментарий ОХК я приму во внимание. Возможно, стоило немного разбавить рассказ красками. Но вот даже один философский разговор, который выбивается из общей канвы, был тем же самым ОХК принят за выдумку для глубокомысленности. Однако, он реалистичен и тут более чем уместен, так как общаются два близких взрослых человека, объединенных одной бедой, но уже немного успокоившиеся. И с кем, как не с родным братом, главный герой может поделиться своими мыслями по данному поводу, пусть еще до конца не оформленными в виде скорее риторических вопросов, чем утверждений. Выбор же главным героем делается гораздо позже, на что также есть косвенное указание в виде времени высказывания дяди. Я, честно говоря, думал добавить образности только в одно место – дорога до сада до диалога с братом, потому что только там это и было уместно, когда уже нервы немного улеглись, и на улице мозг немного проветрился и начал воспринимать окружающую реальность. Возможно, стоило добавить в рассказ этот небольшой фрагмент – подумаю… В описание квартиры, пожалуй, можно было добавить, что из-за тусклого света, детали смазывались и остались лишь в образах – и туда добавить образов тоже. Но не факт. Но еще, в чем я немного не согласен с ОХК, так это со сравнением с классиками и с Набоковым, в частности. Тот отрывок, который был предложен ОХК, мне видится больше как уже приглушенные, разбавленные собственными выводами, воспоминания Набокова о том дне, которые уже успели из картинок перерасти в образы. Так происходит с нашей памятью (по крайней мере, с моей), когда детали фотографии-воспоминания начинают теряться и переходить больше на образный уровень и на уровень запахов. Для меня ярчайший пример – это запах детского лагеря. Когда ты заходишь летом в сосновый лес, и с одного глубокого вдоха тебя попросту прошибает ностальгией по детским летним лагерям. Причем определенной картинки нет, только мелькающие меж коричневых стволов деревьев образы деревянных немного покосившихся домиков-корпусов, наскоро выкрашенных в желтые и зеленые цвета, которые с нетерпением ждут, когда же в них заселятся мальчишки и девчонки. Потому что, пока в них живут, то и они живут. И следом догоняет еще один образ - общее утреннее построение, когда утренний холодок, не сильный, но раздражающий, проникает под одежду и заставляет поежиться. И вот ты стоишь и выглядываешь из-за спин впереди стоящих, с нетерпением пытаясь разглядеть, какие приключения ждут тебя сегодня. Вот тут образы работают (я конечно криво наспех накидал, но тем не менее) очень сильно, и рассказ не теряет жизненности. Это обусловлено давностью воспоминаний, их теплом, светом и собирательностью многократного посещения детских лагерей. И у Набокова, на мой взгляд, примерно также. В этом же рассказе упор делается на том, что воспоминания еще свежи, картинки врезаны в память, и они заставляют искать путь избавления от чувства вины. Если бы это были старые воспоминания, то тут включались бы образы. Но их время еще не пришло. Мне видится решением этой проблемы «бедности» и «бледности» текста – сделать этот рассказ частью другого рассказа, и тогда вставка данного рассказа в качестве воспоминания героя, с которым читатель уже успел немного познакомиться и немного подружиться. Тогда это воспоминание не будет восприниматься как «ну было и было», а заставит читателя прожить его вместе с героем и прочувствовать его по полной. Ну или пойти по пути, предложенному ОХК, тоже неплохой вариант на самом деле.

Romаy идеально понял задумку по стилю повествования. Именно скупое покадровое изложение и было стилем произведения.

В целом, я пишу этот длинный фидбек на полнейшем позитиве и с большой благодарностью к комментариям. В конце концов, реакция читателей на рассказ была именно той, которую я и хотел получить: тяжесть, разделение чувства боли, грусть и размышления о том, что все мы виним себя в смерти близких, хотя этого не нужно делать. То есть удар и по эмоциональной составляющей, и по мозговой получился, а это главное для меня – зацепить эмоции и заставить подумать. Если получились оба действия, то для меня это уже успех.

Буду рад, если вы ответите, собственно, на вопрос, получилось ли задеть и эмоцию, и мозг? Особенно тех, кто сталкивался с подобным... Потому что, когда я это писал, я конечно эмоций вложил очень много, и хочу узнать, получилось ли у меня их передать вам во время прочтения?

И в конце ложка дегтя, которая является моей третьей причиной опубликования рассказа. Я всё-таки осмысленно подал рассказ на конкурс, чтобы почитать критику и разбор рассказа по всяким логическим неувязкам, по структуре текста, по языку и т.п., как вы обычно разваливаете другие рассказы, чтобы посмотреть, над чем мне поработать. В итоге многие не раскритиковали и даже не дали фидбека личных эмоций, полученных от прочтения, а Аккарин вообще с конкурса выгнал =). Но это так - мелочь (надеюсь, эмоции были такими, которые не хочется озвучивать в комментариях) – знайте, я не боюсь конструктива, и готов его послушать. Основная моя личная эмоциональная цель написания рассказа была достигнута сразу после его опубликования.

Ни и напоследок, я понял, что для более полного раскрытия темы, рассказ нужно наполнить образами и «языком» либо снаружи, либо изнутри. Я пока думаю, что лучше снаружи. Кстати, специально для Элис, финал о воссоединении семьи очень подходит. В жизни после случившегося мы и вправду стали больше общаться, видеться и даже звонить друг другу без повода!

Всем спасибо! К зиме постараюсь не остыть духом =)

Автор: KolikZh [offline] , 12.09.2022 21:58 22

Как автор другого рассказа про самоубийства (КПСН) хочу сказать, что это действительно жутко, когда случается вот такое. И самое страшное - чувство вины выжившего.

:| я по сути тоже это дерьмо прорабатывал, но оставил персонажа живым, чтобы у родственника была возможность «высказать» о том, как это жестоко и больно так поступать. Да.

На мой взгляд, атмосфера здесь передана хорошо. Есть куда расти, но это не обнуляет достоинств.
Автор: Azur [offline] , 12.09.2022 22:05 23

Да, мне твой рассказ тоже понравился в том плане, как это переживают в детском возрасте, пронося с собой через всю жизнь эту травму, и которая вот во что превращается, если вовремя не отпустить. И счастливый финал в плане того, что избавиться от чувства вины всё же удалось - прекрасен. Причем я прочитал твой рассказ, когда уже написал свой, но еще не отправил. И мне показалось это прям очень близко, только я показывал как люди переживают это уже во взрослом возрасте, ну и показал немного другой способ избавиться от чувства вины.
Автор: KolikZh [offline] , 12.09.2022 22:24 24

Честно говоря, как-то сложно писать о литературных достоинствах, когда чувствуешь боль автора
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 12.09.2022 22:28 25

Честно говоря, как-​то сложно писать о литературных достоинствах, когда чувствуешь боль автора

Спасибо! Это тоже реакция хорошая для меня, что удалось передать боль. Конкретно в твоем случае я понял это по вот этому комментарию.
ещё как бьет

Это на самом деле гораздо важнее стиля, твистов и всего остального.

Большую часть фидбека я написал еще до этого комментария, так что не принимай на свой счет ложку дёгтя)
Автор: KolikZh [offline] , 12.09.2022 22:42 | Отредактировано 12.09.2022 в 22:43 26

Тот отрывок, который был предложен ОХК, мне видится больше как уже приглушенные, разбавленные собственными выводами, воспоминания Набокова о том дне, которые уже успели из картинок перерасти в образы.
На самом деле это дневник, написанный по свежим следам.

И ещё одно:
Когда её видят, говорят «очень жизненно» и идут дальше.
Ч. Т. Д.
Колик, не принимай это, пожалуйста, как попытку самоутвердиться за твой счёт, но… просто посмотри на результаты голосования. Тебе много раз сказали о том, что твоя голая жизненность, мемуарная проза ударила читателя под дых. Это, вероятно, было приятно читать, но нужно понимать — члены жюри тебе это сказали, а потом пошли и проголосовали за другие рассказы. Не бьёт она под дых.
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 13.09.2022 01:21 | Отредактировано 13.09.2022 в 03:22 27

Как жюри, которой она и под дых не ударила, я всё-таки хочу заметить: мы тут рассказы не по уровню удара под дых оцениваем. Другие рассказы могли бить под дых и быть лучше, например. Поэтому и пошли и проголосовали.
Автор: Digital [M] [offline] , 13.09.2022 08:07 28

Буду рад, если вы ответите, собственно, на вопрос, получилось ли задеть и эмоцию, и мозг?
50%. Эмоции – сработали, читать было тяжело. Тут свои собственные невольно воспоминания срабатывают. А вот задуматься рассказ не заставил, я виню начало где меня покробило от дяди которого племянник просто "Андреем" зовёт. Разумом понимаю что такое возможно, но как-то не верю. И дальше больше – идеи о свободе как-то кринжово выглядят, а мне этого по жизни хватает. Хотя я и отметил для себя что тут перекликается с "Розой..." в доведении до крайности какой-то идеи. На этом фоне финал вышел, для меня, смазанным и слабым. Он слишком открытый. Гм
Автор: школьнек [offline] , 13.09.2022 10:21 29

а Аккарин вообще с конкурса выгнал
Бывает ) Я, собственно, писал, что прочувствовал искренность – переживание в ходе таких потрясений передано очень достоверно, скупая покадровая фиксация удалась. Если это была цель, то отлично. Если цель победить на конкурсе, то тут, нужно, кхм, меньше мемуаров и больше рассказа

где меня покробило от дяди которого племянник просто "Андреем" зовёт.
нужно было Реем Сеевичем, так победим
Автор: Akkarin [M] [offline] , 13.09.2022 14:48 30

=DDDDD
Автор: школьнек [offline] , 13.09.2022 15:01 | Отредактировано 13.09.2022 в 15:02 31

Для ОХК:
Колик, не принимай это, пожалуйста, как попытку самоутвердиться за твой счёт

Всё в полном порядке. Спасибо тебе! Ты был первый из критиков, кто не постеснялся и дал оценку рассказу. Более того, я сам чувствовал, что рассказу чего-то не хватает, он как-то пустоват, а ты смог разложить это по полочкам, за что я очень благодарен. Я согласен полностью, что как цельному рассказу ему не хватает внутреннего наполнения. Я это себе представляю, что он сейчас как куцая сосна, а должен быть как пушистая ель, чтобы стать полноценным рассказом. В итоге да - я не переделал мемуары в рассказ, поэтому и результат такой. Но он в принципе и называется "Воспоминания одного дня", так что название соответствует содержанию. С другой стороны, мне не хочется сильно влезать внутрь воспоминания. Я думаю, что я конечно добавлю иголок на ветки, но из сосны новогоднюю елку делать не буду.

Вообще, ОХК привел очень качественные примеры из Хэмингуэя и Набокова. Я их не читал - надо будет посмотреть подробнее как писать в таком стиле.

Для Digital:
мы тут рассказы не по уровню удара под дых оцениваем.

А зря! Хотяяя... Если посмотреть комментарии критиков, то можно обнаружить следующее:
Аккарин:
Я же всегда оцениваю душевность и персональное впечатление превыше качества и техничности.
Некто Диджитал:
"Муза" — за самую красивую ностальгию на конкурсе.

Для школьнека:
Спасибо, понял! Эх, про дядю-то промашка вышла. Я вначале даже написал, чтоб понятно было, что дядя на 7 лет старше всего своего племянника, поэтому он просто Андрей, а не дядя Андрей. Но потом затер, как лишнее объяснение. Он достаточно молод, но, как правильно выразился ОХК, вместо портрета молодого по сути старшего брата вышел ярлык "дядя". Это я обязательно учту на будущее. Насчет идеи о свободе ты правильно всё понял. Идея была возведена самоубийцей в абсолют. Это со стороны действительно кринжово, но когда ты всю жизнь общаешься с таким человеком, становится проще это понимать. Отсюда и такие диалоги в конце. Но этот момент конечно тоже требует тщательной проработки, чтобы он не вызывал такого отторжения у читателя. Учту.

Для Аккарина:
Если коротко, то такой вывод я и сделал. Спасибо! Такую тему в другом стиле попросту не мог даже представить. Теперь я знаю название этом стилю - мемуары :D Ну и будь я поопытнее в местных кругах, я бы конечно этот рассказ запечатал вне конкурса, а в конкурс постарался бы написать что-нибудь красочное. Так что твой вердикт был прямо в точку! =)
Автор: KolikZh [offline] , 13.09.2022 18:31 | Отредактировано 13.09.2022 в 18:33 32

А зря!
К счастью, жюри пока ещё оставлена привилегия выбирать критерии оценки.
Если посмотреть комментарии критиков, то можно обнаружить следующее:
Муза не только била под дых лучше (но для протокола: "Муза" и твой рассказ вызывают абсолютно разную эмоцию), она ещё и на порядок лучше и грамотнее написана. Так что увы – да, прошли мимо и проголосовали за другое.
Автор: Digital [M] [offline] , 13.09.2022 18:45 33

Я вначале даже написал, чтоб понятно было, что дядя на 7 лет старше всего своего племянника, поэтому он просто Андрей, а не дядя Андрей. Но потом затер, как лишнее объяснение.
Меня этот момент как раз не смутил, потому что у меня самого есть племянник на семь лет меня младше, который, понятное дело, зовёт меня по имени. С другой стороны, ситуация не самая обычная, так что пояснение, возможно, и не было бы лишним.

Я их не читал - надо будет посмотреть подробнее как писать в таком стиле.
Это очень разные стили :) Диаметрально противоположные, я бы сказал.
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 13.09.2022 22:23 | Отредактировано 13.09.2022 в 22:26 34

нужно было Реем Сеевичем, так победимэто тоже не работает (
Автор: Jiy [offline] , 14.09.2022 11:03 35

По поводу переосмысления реального опыта, кстати. Автор, у меня был один рассказ именно в таком ключе, что хотелось выразить долго (двадцать пять лет) "варившиеся" внутри мысли и чувства насчет моего личЪного прошлого. Но в конце концов получилось не буквальное изложение событий, а очень вольный и почти фантастический сюжет наполовину из реального и наполовину из выдуманного, сохранивший самые важные (как мне кажется) настроения и оттенки. Возможно, можно в каком-то таком направлении попробовать - не бояться в деталях менять ход событий и образы героев, разбавлять реальное вымышленным, но больше думать о том, как передать какие-то ключевые эмоции и общую атмосферу.
Автор: ЛичЪ [offline] , 15.09.2022 11:44 36

12